Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Маевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Орлецкого А.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 октября 2020 года, которым удовлетворены заявленные требования лейтенанта Каменецкого Максима Сергеевича о признании незаконным решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) об отказе во включении членов семьи истца в списки на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения, оформленным сообщением от 14 августа 2020 года N 184/07/12642, Каменецкому М.С. во включении в списки на предоставление служебного жилого помещения его супруги и двух сыновей отказано на том основании, что по месту прохождения им военной службы в г. Севастополе они имели право пользования жилым помещением, собственником которого является мать супруги истца, поскольку ранее они были в нем зарегистрированы. Снявшись с регистрационного учета по адресу этой квартиры, члены семьи истца злоупотребили своим правом с намерением получения служебного жилья.
Каменецкий М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным и обязать названное должностное лицо его отменить и повторно рассмотреть вопрос о включении членов семьи истца в названный список.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что супруга истца - Л.В. до заключения с ним брака и ее сын от первого брака А (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) были зарегистрированы в "адрес" в качестве членов семьи собственника жилого помещения, которое было предоставлено ее отцу в 1989 году. При этом в указанном жилом помещении также был зарегистрирован сын Каменецкого М.С. и Л.В (ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Представитель считает, что члены семьи истца имели право пользования жилым помещением по месту прохождения истцом военной службы даже с учетом убытия в период с 2000 по 2004 годы супруги истца в другой населенный пункт. Снявшись в 2014 году с регистрационного учета по адресу этой квартиры, они утратили право пользования жилым помещением ввиду собственных добровольных действий и стали являться необеспеченными жильем, в результате чего были созданы искусственные условия для постановки вопроса о предоставлении им служебного жилого помещения в этом городе.
По мнению подателя жалобы, после совершения указанных действий постановка истцом перед жилищным органом вопроса о наличии у членов его семьи права на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения им военной службы является необоснованной и это право не подлежит судебной защите. Кроме того, Каменецкий М.С. не представил в жилищный орган сведений о вынужденном снятии с регистрационного учета по месту жительства членов его семьи.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частями 1, 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 и части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
В пункте 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащим подаются в структурное подразделение уполномоченного органа вместе заявлением сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и члена его семьи.
По делу установлено, что Каменецкий М.С. проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с 2014 года. С июня 2018 года истец проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
На основании ордера от 9 августа 1989 года N 750 отцу супруги истца военным ведомством было выделено жилое помещение по адресу: "адрес" которое в настоящее время включено в муниципальную собственность г. Севастополя.
С 1989 по 2000 год супруга истца проживала со своими родителями, затем она стала проживать отдельно от них у своих знакомых в "адрес", а в дальнейшем уехала в "адрес"
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в качестве свидетелей матери супруги истца - Т.А, ее соседки Т.А, а также подруги супруги истца - Ж.И.
После возвращения в 2004 году в "адрес" Л.В проживала со своим супругом - Петросяном В.А. и их сыном Александром на условиях найма в жилом помещении по "адрес" но с августа 2011 года она стала проживать в данном жилом помещении с сыном А и Каменецким М.С.
Кроме того, это обстоятельство подтвердила соседка супруги истца - И.А, проживающая в том же доме в квартире 53, пояснившая при этом, что Л.В проживала в указанном жилом помещении около 8 лет.
Оснований сомневаться в достоверности показаний вышеуказанных свидетелей не имеется, поскольку они согласуются между собой и с иными доказательствами по делу.
15 сентября 2012 года истец зарегистрировал брак с Л.В и с апреля 2013 года они стали проживать по договору найма в жилом помещении по адресу: "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын Д., который был зарегистрирован в той же квартире, где и супруга истца.
В сентябре 2014 года члены семьи истца снялись с регистрационного учета по адресу: "адрес" и вместе с ним зарегистрировались по адресу воинской части.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 2 февраля 2016 года N 219 07/1840 Каменецкий М.С. включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в "адрес". Во включении в данный список его супруги и сына Д... отказано на том основании, что они, снявшись с регистрационного учета в квартире по адресу: "адрес", зарегистрировались при воинской части, расположенной в том же населенном пункте, чем намеренно ухудшили жилищные условия.
Вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 31 августа 2016 г. установлено усыновление Каменецким М.С. сына Т.А, от первого брака - А.
В мае 2020 года истец вновь обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением о включении супруги и двух детей в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения в составе его семьи.
Оспариваемым решением начальника отдела управления жилищного обеспечения Каменецкому М.С. во включении в списки на предоставление служебного жилого помещения его супруги и двух сыновей отказано на том основании, что по месту прохождения им военной службы в "адрес" они имели право пользования жилым помещением, где были ранее зарегистрированы. Снявшись с регистрационного учета, члены семьи истца злоупотребили своим правом с намерением получения служебного жилья.
Между тем единственным условием для признания членов семьи истца нуждающимися в предоставлении служебного жилого помещения является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Вопреки утверждению в жалобе, суд первой инстанции правильно признал, что статус членов семьи Каменецкого М.С. соответствует вышеуказанному условию.
После выезда в 2000 году в г. Одессу из квартиры родителей супруга Каменецкого М.С. перестала быть членом их семьи и не приобрела этот статус вновь после возвращения в "адрес", поскольку в указанное жилое помещение не вселялась, фактически проживая с супругом на условиях найма в иных жилых помещениях.
Причем утрата ею указанного статуса в данном случае обусловлена причинами, не связанными с намеренным ухудшением жилищных условий и злоупотреблением правом с целью приобрести право на служебное жилье, о чем утверждает представитель ответчика в апелляционной жалобе.
Что касается детей истца, то они не вселялись в квартиру, в которой были зарегистрированы, а поэтому не могут рассматриваться как приобретшие право пользования этим жилым помещением.
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации равные права пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, имеют только проживающие вместе с ним члены его семьи.
Кроме того, вопреки утверждению автора жалобы, необходимости предоставления в жилищный орган сведений о вынужденном снятии с регистрационного учета по месту жительства членов семьи истца не имелось, так как регистрация, являющаяся административным институтом учета места нахождения гражданина, при отсутствии указанных отношений с собственником жилого помещения не может свидетельствовать о возникновении и (или) сохранении у такого гражданина жилищных прав, связанных с пользованием этим жилым помещением.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является одним из доказательств по делу, подлежащих оценке судом наряду с другими доказательствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ в принятии членов семьи Каменецкого М.С. на учет в качестве нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и обязал начальника отдела управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть этот вопрос, не предрешая существа подлежащего принятию решения.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 октября 2020 года по административному исковому заявлению Каменецкого Максима Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.