2-й Восточный окружной военный суд в составе председательствующего Соседова Д.Е., при секретаре судебного заседания Трофимове С.А., с участием административного истца Соловьева К.А., его представителя Оборотовой Т.Н., представителей административных ответчиков управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - УФСБ России) по Иркутской области и его начальника - Кравченко О.В. и федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") - Трунова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Соловьева Кирилла Александровича об оспаривании действий начальников " ... ", управления " ... " (далее - Управление) и руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с исключением из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участник НИС), и о перерасчёте и восстановлении соответствующих денежных средств, у с т а н о в и л:
Соловьев через своего представителя обратился во 2-й Восточный окружной военный суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управление и ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с исключением его из реестра участников НИС и закрытием именного накопительного счёта, и обязании их восстановить в реестре участников НИС с даты первоначального включения в реестр и именной накопительный счёт, а также произвести перерасчёт накопительного взноса, подлежащего учёту на именном накопительном счёте, со дня исключения из реестра, и восстановить на счёте сумму накоплений.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что с 11 июля 2004 года по настоящее время проходит военную службу в войсковой части 00000, и контракт о её прохождении им заключён по 10 июля 2024 года. В ноябре 2005 года он ознакомлен с тем, что имеет право быть включённым в реестр участников НИС, чем и воспользовался в целях приобретения в собственность жилья для себя и членов своей семьи. 1 сентября 2010 года ему было выдано свидетельство участника НИС на получение целевого жилищного займа (серия "N" N "N"), а 25 октября этого же года между ним и Министерством обороны Российской Федерации заключён договор (N "N") целевого жилищного займа. В соответствии с данным договором ему был предоставлен целевой заём для первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность жилого помещения за счёт накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на его именном накопительном счёте, в размере 574 830 руб. 20 коп. и на погашение обязательств по ипотечному кредиту за счёт накоплений для жилищного обеспечения, учтённых (учитываемых) на его именном накопительном счёте. С учётом предоставленных ему по военной ипотеке денежных средств, им приобретена в собственность в городе "адрес" квартира по договору купли-продажи от 18 ноября 2010 года стоимостью 2 560 000 руб.
При этом 1 985 169 руб. 80 коп. уплачивается за счёт кредитных средств, предоставляемых ОАО "Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк" согласно кредитному договору N "N" от 25 октября 2010 года, а 574 830 руб. 20 коп. - из средств целевого жилищного займа, исходя из договора целевого жилищного займа N "N" от этой же даты. 29 июня 2020 года посредством почтовой связи им получено сообщение из ФГКУ "Росвоенипотека" от 9 июня 2020 года N НИС-3/2/-05/8604, из содержания которого он узнал, что на основании сведений, поступивших от Управление в октябре 2019 года исключён из реестра участников НИС в связи с ошибочным включением в этот реестр, и его именной накопительный счёт закрыт 30 октября 2019 года, а поэтому денежные средства, предоставленные ему по договору целевого жилищного займа в размере 2 792 865 руб. 41 коп, должны быть возвращены им в федеральный бюджет. Вместе с тем военное образовательное учреждение профессионального образования он окончил в 2004 году, то есть до 1 января 2005 года, в связи с чем мог стать участником НИС, изъявив такое желание, а аннулирование регистрационной записи и закрытие специального накопительного счёта допускается только до момента получения военнослужащим соответствующих денежных средств, о чём указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 2794-О.
Исходя из характера спорных правоотношений и заявленных административным истцом требований, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены "... " и Управление, их начальники, а также ФГКУ "Росвоенипотека" и его руководитель.
Временно исполняющий обязанности начальника "... " в поданных письменных возражениях считает требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Так, при включении Соловьева в реестр участников НИС не было учтено то, что он окончил военное образовательное учреждение профессионального образования 10 июля 2004 года, а поэтому не имел права на участие в НИС и включён в реестр ошибочно. В связи с этим во исполнение соответствующих нормативно правовых актов в реестр участников НИС в отношении Соловьева внесены изменения в части значения его категории участника - с "05" на "00". Кроме того, в административном исковом заявлении не содержится требований к "... ".
Начальник Управление в письменных возражениях указал, что Соловьев включён в реестр участников НИС на основании выписки из личной карточки участника НИС, поступившей из "... " (исх. N "N" от 30 ноября 2005 года) по категории "05" - лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС. Первое воинское звание офицера " "... "" присвоено Соловьеву 10 июля 2004 года. Исходя из этого, он ошибочно включён в реестр участников НИС и не может продолжать числиться в нём и, следовательно, пользоваться соответствующими денежными средствами, в том числе и в случае заключения им договора о приобретении жилого помещения. Согласно п. 2 приказа ФСБ России от 13 марта 2017 года N 136 регистрирующим органом, осуществляющим формирование и ведение реестра участников НИС органов федеральной службы безопасности, является Управление. В связи с этим на основании поступившей из "... " таблицы изменений (исх. N 92/14/11-12245 от 15 июля 2019 года) были внесены изменения в реестр участников НИС, согласно которым Соловьеву изменена категория участника НИС с "05" на "00", о чём ему направлено уведомление, а в ФГКУ "Росвоенипотека" как в уполномоченный федеральный орган представлены сведения о внесённых изменениях.
При этом значение "00" категории участника НИС присваивается тем военнослужащим, в отношении которых выявлен факт включения их в реестр участников НИС по основаниям, не предусмотренным законом, и они подлежат исключению из реестра как ошибочно включённые, регистрационный номер участника НИС аннулируется, а средства для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте, возвращаются в федеральный бюджет. С учётом изложенного, действия Управление являются законными и обоснованными, поскольку права Соловьева, который может быть обеспечен жилым помещением как военнослужащий, не являющийся участником НИС, не нарушили и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Как сообщает в письменном отзыве на административный иск Соловьева представитель ФГКУ "Росвоенипотека" по доверенности - Трунов, именной накопительный счёт участника НИС военнослужащего Соловьева был открыт 20 февраля 2006 года на основании сведений (вх. N 1245 от 17 февраля 2006 года) о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 30 ноября 2005 года, поступивших от регистрирующего органа федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу. В соответствии с положениями Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) между ФГКУ "Росвоенипотека" и Соловьевым заключён договор целевого жилищного займа N "N" от 25 октября 2010 года. При этом целевой жилищный заём предоставлен в размере 574 830 руб. 20 коп. для уплаты первоначального взноса в целях приобретения жилого помещения стоимостью 2 560 000 руб. в городе "адрес" по договору купли-продажи в собственность административного истца с использованием ипотечного кредита, предоставленного ОАО "Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк", и для погашения обязательств по кредиту за счёт накоплений, учтённых (учитываемых) на именном накопительном счёте Соловьева. Именной накопительный счёт аннулирован 30 октября 2019 года на основании сведений (вх. N 210 дсп от 21 октября 2019 года) регистрирующего органа об изменении его регистрационного номера с "0505110400000001462Х" на "0005110400000001462Х", в связи с ошибочным включением военнослужащего в реестр участников НИС.
До аннулирования именного накопительного счёта ФГКУ "Росвоенипотека" ежемесячно осуществляло погашение обязательств Соловьева по ипотечному кредиту. В случае восстановления административного истца в реестре участников НИС (после получения соответствующего уведомления от федерального органа) ФГКУ "Росвоенипотека" восстановит его именной накопительный счёт и возобновит платежи по ипотечному кредиту.
Административный истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, исходя из обстоятельств и доводов, изложенных в административном исковом заявлении. При этом они пояснили, что даже в случае ошибочного включения Соловьева в реестр участников НИС, он не может быть исключён из него, а именной накопительный счёт - закрыт, поскольку соответствующие денежные средства им уже получены и реализованы в целях приобретения жилого помещения.
В судебном заседании представители административных ответчиков - Кравченко и Трунов не признали административный иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прибывших в судебное заседание окружного военного суда, исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами и имеющиеся в административном деле, проверив оспариваемые действия на их соответствие нормативным правовым актам, суд первой инстанции приходит к следующим выводам.
Из содержания объяснений сторон, их представителей, а также представленных в суд письменных возражений и документов установлено, что 10 июля 2004 года Соловьев окончил военную профессиональную образовательную организацию, ему присвоено первое воинское звание " "... "" и по настоящее время он проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000. На основании положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона и рапорта Соловьева он с 30 ноября 2005 года включён в реестр участников НИС по категории "05" - как лицо, окончившее военную профессиональную образовательную организацию и получившее в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, заключившее первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, изъявившее желание стать участником НИС. 20 февраля 2006 года на имя Соловьева открыт накопительный счёт, 1 сентября 2010 года ему выдано свидетельство о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа (серия 10 09 N 00013241), а 25 октября 2010 года им заключены договоры целевого жилищного займа (N 1009/00013241) и кредитный (N 235). 18 ноября 2010 года Соловьевым заключён договор купли-продажи квартиры (с ипотекой в силу закона) в городе "... " за 2 560 000 руб, из которых 1 985 169 руб. 80 коп. ему предоставлены ОАО "Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк" в качестве кредита согласно кредитному договору (N 235), а 574 830 руб. 20 коп. - Министерством обороны Российской Федерации (в лице ФГКУ "Востокрегионжильё") как целевой жилищный заём в силу договора целевого жилищного займа (N 1009/00013241). На данную квартиру 23 ноября 2010 года административному истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права с существующим ограничением (обременением) права: ипотека в силу закона.
На основании представленных "... " и Управление сведений и документов именной накопительный счёт Соловьева аннулирован 30 октября 2019 года, и значения его регистрационного номера участника НИС изменены с "0505110400000001462Х" на "0005110400000001462Х", а категории участника реестра НИС - с "05" на "00", ввиду ошибочного включения в реестр участников НИС. В связи с этим с 30 октября 2019 года ФГКУ "Росвоенипотека" перестало осуществлять погашение обязательств Соловьева по ипотечному кредиту. До аннулирования именного накопительного счёта ФГКУ "Росвоенипотека" ежемесячно осуществляло погашение обязательств Соловьева по ипотечному кредиту.
Приведённые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, сторонами, их представителями не оспариваются и признаны ими, как указано выше, в письменной форме, а поэтому в соответствии со ст. 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания, и не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Статьёй 9 Федерального закона определён перечень лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в порядке, предусмотренном этим законом.
Однако правовые основания для включения Соловьева в реестр участников НИС, действительно, отсутствовали, поскольку он окончил военное образовательное учреждение профессионального образования и получил в связи с этим первое воинское звание офицера до 1 января 2005 года.
Вместе с тем на момент заключения вышеуказанных договоров (целевого жилищного займа, кредитного и купли-продажи квартиры (с ипотекой в силу закона) о приобретении в собственность жилого помещения к Соловьеву, как военнослужащему участнику НИС, не могло быть претензий относительно его уверенности в стабильности данного своего официального статуса, который признан государством, и его права будут реализованы.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 7 декабря 2017 года N 2794-О.
В частности, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу) представляет собой исполнение государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Правилами введения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655) предусмотрено, что основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счёта является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а в случае ошибочного открытия указанного счёта уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы; при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтённые на указанном счёте, возвращаются в федеральный бюджет; документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счёта, является уведомление соответствующего федерального органа об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы (пункты 7 и 8).
Основания исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников накопительно-ипотечной системы перечислены непосредственно в части 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". В качестве таковых выступают: 1) увольнение военнослужащего с военной службы; 2) исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счёт средств федерального бюджета (данные положения полностью воспроизведены в пункте 18 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
В силу приведённых нормативных положений исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы возможно только при наличии одного из указанных оснований. Если же лицо ошибочно было включено в реестр участников накопительно-ипотечной системы, то аннулирование записи о нём в реестре и закрытие специального накопительного счёта допускаются только до момента получения им соответствующих денежных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П указал на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Как следует из названного Постановления, такое правовое регулирование, при котором добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с её отменой утрачивает существенный источник дохода, который он получал в течение длительного времени, притом что возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица.
Из этого исходит и Верховный Суд Российской Федерации, который в определении от 15 июня 2017 года N 206-КГ17-4 указал, что действия должностных лиц Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России и федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанные с прекращением исполнения взятых на себя обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего после фактического включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы и предоставления целевого жилищного займа, на законе не основаны.
Иное истолкование и применение оспариваемых законоположений, в том числе судами, расходилось бы с их действительным смыслом и вело бы к нарушению гарантий прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации.
С учётом изложенного, окружной военный суд не может согласиться с доводами возражений административных ответчиков, поскольку военнослужащий Соловьев, не по своей вине своевременно не исключённый из реестра участников НИС, может быть лишён права на получение накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на его именном накопительном счёте, лишь до момента реализации таких денежных средств.
Таким образом, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые действия должностных лиц, связанные с прекращением исполнения взятых на себя обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего Соловьева после фактического включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы, открытия именного накопительного счёта, предоставления целевого жилищного займа и реализации административным истцом займа и накоплений для приобретения в собственность жилого помещения, не основаны на законе.
В связи с этим заявленные административным истцом требования о признании оспариваемых действий незаконными и об обязанности административных ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов Соловьева, а также препятствий к их осуществлению, подлежат полному удовлетворению.
Как усматривается из административного дела, Соловьевым понесены судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб, уплаченной при подаче административного искового заявления, и оплаты отправлений посредством почтовой связи копий административного иска с приложениями административным ответчикам в сумме 445 руб. 70 коп, а всего 745 руб. 70 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При этом суд первой инстанции считает необходимым взыскать в пользу административного истца судебные расходы, понесённые им в связи с рассмотрением дела, с "... ", так как данное учреждение первоначально представило сведения (таблицу изменений) в отношении Соловьева об изменении значений регистрационного номера и категории участника реестра НИС, что и послужило основанием для совершения последующих действий Управление и ФГКУ "Росвоенипотека".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 - 180, 226, 227 и 228 КАС РФ, окружной военный суд
решил:
административный иск Соловьева Кирилла Александровича удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия:
- "... ", связанные с представлением в управление "... " сведений (таблицы изменений) в отношении Соловьева К.А. об изменении значений регистрационного номера участника реестра накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с "0505110400000001462Х" на "0005110400000001462Х" и категории участника реестра с "05" на "00";
- управления "... ", связанные с исключением из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Соловьева К.А. и направлением в ФГКУ "Росвоенипотека" уведомления о внесении изменений в реестр участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Соловьева К.А. значений регистрационного номера участника с "0505110400000001462Х" на "0005110400000001462Х" и категории участника реестра с "05" на "00";
- ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с закрытием именного накопительного счёта Соловьева К.А. и прекращением с 30 октября 2019 года платежей по договору N 1009/00013241 от 25 октября 2010 года целевого жилищного займа, предоставленного Соловьеву К.А. как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту.
Обязать:
- начальника "... " представить в управление "... " сведения (таблицу изменений) в отношении Соловьева К.А. об изменении значений регистрационного номера участника реестра накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с "0005110400000001462Х" на "0505110400000001462Х" и категории участника реестра с "00" на "05", с датой возникновения основания для включения в реестр 30 ноября 2005 года;
- начальника "... " восстановить Соловьева К.А. в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и направить в ФГКУ "Росвоенипотека" уведомление о внесении изменений в реестр участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Соловьева К.А. значений регистрационного номера участника с "0005110400000001462Х" на "0505110400000001462Х" и категории участника реестра с "00" на "05", с датой возникновения основания для включения в реестр 30 ноября 2005 года;
- руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" восстановить именной накопительный счёт Соловьева К.А. с датами возникновения основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и открытия именного накопительного счёта, соответственно, 30 ноября 2005 года и 20 февраля 2006 года, возобновить с 30 октября 2019 года платежи по договору N 1009/00013241 от 25 октября 2010 года целевого жилищного займа, предоставленного Соловьеву К.А. как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту, произвести перерасчёт именного накопительного счёта Соловьева К.А. с 30 октября 2019 года с восстановлением на счёте соответствующей суммы накоплений.
Об исполнении решения суда начальникам "... " и "... ", а также руководителю ФГКУ "Росвоенипотека", в части их касающейся, необходимо сообщить во 2-й Восточный окружной военный суд и административному истцу Соловьеву К.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Иркутской области в пользу Соловьева Кирилла Александровича судебные расходы в размере 745 (семисот сорока пяти) руб. 70 коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба через 2-й Восточный окружной военный суд в Апелляционный военный суд в течение одного месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.Е. Соседов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.