Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Максимовой Е.В., судей Кнышевой Т.В., Вьюговой Н.М., при секретаре Шумайловой В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.
дело по апелляционной жалобе ответчика Огурцовой Е.Н. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2019 года, которым постановлено: изъять для государственных нужд города Москвы земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий адресный ориентир: ***, площадью 54 кв.м, принадлежащий Огурцовой Е.Н...
Установить сумму возмещения за земельный участок и убытки в соответствии с отчетом об оценке от 06.08.2018 N 173-0217-ОКЭФ-М1-15-20-Г, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки собственности", в размере 405 131 рублей.
Вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу на основании п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Огурцовой Е.Н. на земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий адресный ориентир: г. ***, площадью 54 кв.м, перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на данный земельный участок.
Установить следующие условия возмещения: Огурцова Е.Н. обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" за счет средств бюджета города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, на основании предоставленных Огурцовой Е.Н. реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на ее счет. Обязательства ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с его расчетного счета, днем оплаты является дата списания денежных средств со счета ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства".
Огурцова Е.Н. обязана освободить земельный участок от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 10-ти (десяти) рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и (или) подрядной организации к земельному участку для проведения строительно-монтажных работ, в том числе сноса. По истечении указанных 10-ти (десяти) рабочих дней ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное ответчиком собственное имущество и имущество третьих лиц, УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в суд с иском к Огурцовой Е.Н. об изъятии имущества для государственных нужд города Москвы, просит изъять для государственных нужд города Москвы земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий адресный ориентир: ***, площадью 54 кв.м.; установить сумму возмещения за земельный участок и убытки, в соответствии с отчетом об оценке от 06 августа 2018 N 173-0217-ОКЭФ-М1-15-20-Г, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки собственности", в размере 405 131 руб, с установлением условий изъятия.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 54 кв.м, имеющего адресный ориентир: г***, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 14 апреля 2010 года N ***. Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 28 марта 2018 года N 9101 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции двухуровневой транспортной развязки на Киевском шоссе, строительства эстакады для обеспечения транспортного обслуживания станции метро "Саларьево" и ТПУ "Саларьево". Согласно пункту 3 указанного распорядительного акта, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит земельный участок, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером **, принадлежащего правообладателю на праве собственности. Согласно отчету об оценке от 06 августа 2018 года N 173-0217-ОКЭФ-М1-15-20-1, выполненному независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки собственности", размер денежного возмещения за недвижимое имущество составляет 405 131 руб. 27 августа 2018 года истец направил в адрес ответчика письмом с исходящим номером ДМС-11-11768/18 проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением материалов рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества. Срок на подписание соглашения истек 17 декабря 2018 года, до настоящего времени проект соглашения со стороны ответчика не подписан. Соглашение об изъятии недвижимости между сторонами не достигнуто, в связи с чем Департамент обратился в суд с иском о принудительном изъятии имущества у собственника.
Представитель истца Департамента городского имущества г. Москвы, одновременно представляющая интересы третьего лица Правительства Москвы Белова А.А. в судебном заседании иск поддержала.
Ответчик Огурцова Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась.
Представитель третьего лица ГКУ г. Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" Задорожная А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик Огурцова Е.Н. по доводам апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе ответчик указал на то, что дело было рассмотрено Щербинским районным судом г. Москвы в отсутствие Огурцовой Е.Н. при отсутствии сведений о ее надлежащем извещении, в связи с чем она лишена была возможности предоставить суду доказательства в обоснование заявленных требований.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с чч. 4 и 5 ст. 330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, к которым относится рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В силу ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Рассмотрение дела в отсутствие ответчика Огурцовой Е.Н. при отсутствии данных о получении Огурцовой Е.Н. судебного извещения о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 28 мая 2019 года, повлекло переход к рассмотрению дела судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ и, в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ влечет безусловную отмену решения.
В суд апелляционной инстанции ответчик Огурцова Е.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции в соответствии с ч.5 ст. 330 ГПК РФ, выслушав представителя истца Департамента городского имущества г. Москвы Сорокину Е.Ю, представителя третьего лица ГКУ г. Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" Задорожную А.А, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика Огурцовой Е.Н, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Огурцова Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 54 кв.м, имеющего адресный ориентир: г***, образованный из земельного участка с кадастровым номером *** о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 14.04.2010 г. N ***.
Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 28 марта 2018 года N 9101 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции двухуровневой транспортной развязки на Киевском шоссе, строительства эстакады для обеспечения транспортного обслуживания станции метро "Саларьево" и ТПУ "Саларьево".
Согласно пункту 3 указанного распоряжения, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит земельный участок, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего правообладателю на праве собственности.
Согласно отчету об оценке от 06 августа 2018 года N 173-0217-ОКЭФ-М1-15-20-1, выполненному независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки собственности", определена величина убытков, причиненных правообладателю изъятием земельного участка, в размере 405 131 руб.
27 августа 2018 года истец направил в адрес ответчика письмом исходящий номер ДМС-11-11768/18 проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением материалов рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ и ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ составляет три месяца.
Срок на подписание соглашения истек 17 декабря 2018 года, до настоящего времени проект соглашения со стороны ответчика не подписан.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абз. 5 (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а также транспортно - пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены ч. 7 ст. 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории.- субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), ст. 6-11, 13 и 14 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ.
О бщий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским кодексом РФ (в ст. ст. 279 - 282), Земельным кодексом РФ (в ст. ст. 49, 56.2 - 56.12) и Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ.
Как предусмотрено положениями ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения.
Согласно ч. 7 ст. 56.3 ЗК РФ, если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт об изъятии недвижимого имущества и (или) заключенное соглашение об изъятии недвижимого имущества являются основаниями для осуществления государственной регистрации прекращения прав на недвижимое имущество лиц, у которых изымается недвижимое имущество, перехода прав, прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, а также для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.
Согласно ч. 10 и ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом процедуры изъятия земельного участка, Огурцова Е.Н. не была уведомлена о принятом решении об изъятии земельного участка, несостоятельны.
14 сентября 2018 года ГКУ г. Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" почтой направило ответчику уведомление от 27 августа 2018 года о направлении ответчику на согласование проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков в связи с изъятием недвижимого имущества (л.д. 18, 21). Уведомление ответчиком получено не было.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что с 01 ноября 2019 г. (даты подачи апелляционной жалобы на обжалуемое решение л.д. 118-120) ответчику достоверно известно об изъятии имущества, до настоящего времени соглашение не заключено, установленный законом трехмесячный срок для его заключения к моменту разрешения настоящего спора судебной коллегией истек. Оснований к отказу в удовлетворении иска не имеется.
Со стороны ответчика суду апелляционной инстанции представлен отчет об оценке рыночной стоимости ООО "ИНЕКС", по выводам которого рыночная стоимость земельного участка площадью 54 кв.м, подлежащего изъятию составляет 584 800 руб, величина убытков 30 130 руб. (л.д. 170-209, 171).
Поскольку ответчик выражает несогласие относительно стоимости за изымаемый спорный объект, в материалах дела имеются два отчета об оценки спорного объекта недвижимости, по выводам которых стоимость возмещения существенно различается, определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 сентября 2020 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено экспертам Центра независимой экспертизы собственности (ЦНЭС). На разрешение экспертов был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 54 кв.м с кадастровым номером ***, подлежащего изъятию из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110501:52, площадью 906 кв, расположенного по адресу: ***, а также размера убытков, включая упущенную выгоду, причиненных изъятием, на дату проведения экспертизы (л.д. 234-235).
Согласно поступившему в адрес судебной коллегии экспертному заключению ЦНЭС, рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка с учетом величины убытков по состоянию на 29 сентября 2020 года составила 539 892 руб. (л.д. 288).
У судебной коллегии нет оснований не доверять выводам эксперта ЦНЭС, поскольку судебная экспертиза была проведена по назначению суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, имеет необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, является последовательным и полным.
Учитывая изложенные обстоятельства, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, проведенной по делу судебной экспертизы, установив, что порядок изъятия земельного участка не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента городского имущества города Москвы о принудительном изъятии принадлежащего ответчику земельного участка с кадастровым номером ***, имеющего адресный ориентир: ***, площадью 54 кв.м, принадлежащего Огурцовой Е.Н...
С учетом соблюдения интересов собственника недвижимого имущества, подлежащего изъятию для государственных нужд, судебная коллегия полагает необходимым установить сумму выкупа недвижимого имущества исходя из размера, определенного судебной экспертизой, находя ее выводы наиболее достоверными.
При установленных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене по основаниям ч. 4 ст. 330 ГПК РФ с принятием в порядке ст. 328 ГПК РФ нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы об изъятии для государственных нужд города Москвы указанного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Изъять для государственных нужд города Москвы земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий адресный ориентир: г. ***, площадью 54 кв.м, принадлежащий Огурцовой Е.Н..
Установить сумму возмещения за земельный участок в размере 539 892 рубля.
Вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу на основании п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Огурцовой Е.Н.на земельный участок с кадастровым номером ***, имеющий адресный ориентир: г. ***, площадью 54 кв.м, перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на данный земельный участок.
Установить следующие условия возмещения: Огурцова Е.Н. обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" за счет средств бюджета города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, на основании предоставленных Огурцовой Е.Н. реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на ее счет. Обязательства ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с его расчетного счета, днем оплаты является дата списания денежных средств со счета ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства".
Огурцова Е.Н. обязана освободить земельный участок от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 10-ти (десяти) рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и (или) подрядной организации к земельному участку для проведения строительно-монтажных работ, в том числе сноса. По истечении указанных 10-ти (десяти) рабочих дней ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное ответчиком собственное имущество и имущество третьих лиц.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.