Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Мошечкова А.И, Зельхарняевой А.И, при помощнике Давыдовой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-1171/20 по апелляционной жалобе Регионального оперативно-поискового управления ФТС России на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 31 июля 2020 г, которым постановлено:
Признать незаконным решение комиссии Регионального оперативно-поискового управления ФТС России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05.11.19 о снятии Сюртуковой Н.И. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать комиссию Регионального оперативно-поискового управления ФТС России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Сюртукову Н.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 12 мая 2014 г, УСТАНОВИЛА:
Сюртукова Н.И. обратился в суд с иском к Региональному оперативно-поисковому управлению ФТС России об оспаривании решения, мотивируя тем, что является сотрудником РОПУ ФТС РФ и решением комиссии Регионального оперативно-поискового Управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Управления и ОПС - филиалов Управления и в случаях, установленных законодательством РФ членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 мая 2014 г. была принята на учет для получения единовременной выплаты. Письмом РОПУ ФТС РФ от 13.12.2019 N 13-09/1379 истица был уведомлена о том, что решением комиссии от 5 ноября 2019 г. она снята с учета для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с подп. "Г" п. 15 ч. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, т.е. в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты. По мнению истца, решение комиссии от 5 ноября 2019 г. является незаконным, поскольку никаких оснований для его вынесения у ответчика не имелось, сокрытие какой-либо информации, препятствующей постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты Сюртукова Н.И. не допускала, все представленные ответчику документы в обоснование наличия у нее права на получение единовременной социальной выплаты содержат информацию, соответствующую действительности.
Истец просил суд признать незаконным решение комиссии Регионального оперативно-поискового управления Федеральной таможенной службы России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 5 ноября 2019 г. о снятии Сюртуковой Н.И. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика поставить Сюртукову Н.И. на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Региональное оперативно-поисковое управление ФТС России просит решение суда отменить, как незаконное по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В силу подп. "Г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Согласно п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы в том числе:
- копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Из материалов дела следует, что Сюртукова Н.И. является сотрудником РОПУ ФТС РФ (стаж по состоянию на 31.01.2014 - 25 лет 04 месяцев 29 дней) и в период с 12 мая 2014 г. до 5 ноября 2019 г. состояла на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании решения комиссии Регионального оперативно-поискового Управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Управления и ОПС - филиалов Управления и в случаях, установленных законодательством РФ членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 мая 2014 г.
Оспариваемым решением комиссии от 05.11.2019 постановлено: снять Сюртукову Н.И. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно материалам дела данное решение было принято ответчиком на основании подп. "Г" п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно в связи с выявлением сведений об отсутствии в момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты следующих документов:
- справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником, тогда как на момент подачи указанного заявления сыну Сюртуковой Н.И. было *** года.
- отсутствовали документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, тогда как согласно представленной истцом выписке из ЕГРН в общей долевой собственности Сюртуковой Н.И. находилась 1/3 жилой квартиры общей площадью 59 кв.м, т.е. более 15 кв.м. на 1 члена семьи, а в общей долевой собственности Галактинова С.Т. (сына Сюртуковой Н.И.) находилась 1/3 жилой квартиры общей площадью 59 кв.м, т.е. более 15 кв.м. на 1 члена семьи.
Между тем как установлено в судебном заседании при обращении в комиссию Регионального оперативно-поискового Управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Управления и ОПС - филиалов Управления и в случаях, установленных законодательством РФ членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с соответствующим заявлением от 13.02.2014 Сюртукова Н.И. сообщила, что совместно с ней по адресу *** зарегистрированы и проживают: *** (отец истца), *** (мать истца), *** (сын истца), *** (сестра истца), а к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истец приложил следующие документы: копию паспорта Сюртуковой Н.И, копию паспорта ***, свидетельство о рождении ***, свидетельство о рождении Сюртуковой Н.И, копию страхового свидетельства ОПС Сюртуковой Н.И, копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о расторжении брака, выписку из домовой книги, карточку учета, справку на Сюртукову Н.И. из ДЖП и ЖФ г. Москвы, выписку из ЕГРП.
Из объяснений истца следует, что дополнительно к указанным документам были предоставлены сведения об отсутствии у членов его семьи в пользовании иных жилых помещений.
Согласно показаниям свидетеля ***, он лично получил от Сюртуковой Н.И. вышеуказанные документы и на момент принятия комиссией решения от 12 мая 2014 г. истцом были представлены документы в объеме достаточном для проверки ее нуждаемости в получении единовременной социальной выплаты.
Районный суд также установилпо материалам дела, что на момент принятия комиссией РОПУ ФТС РФ решения от 12 мая 2014 сособственниками квартиры общей площадью 59 кв.м, расположенной по адресу ***, являлись *** (1/3 доля в праве собственности), *** (1/3 доля в праве собственности), Сюртукова Н.И. (1/3 доля в праве собственности), что с учетом совместно проживающих с истцом членов семьи составило (59/5) 11, 8 кв.м. на одного члена семьи, т.е. менее 15 кв.м.
Поскольку у истца и членов его семьи иных жилых помещений не имеется, доказательств совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, суду не представлено, документов, подтверждающих выявление ответчиком каких-либо сведений свидетельствующих об отсутствии у сотрудника права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу, что с 12 мая 2014 г. Сюртукова Н.И. имела право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом районный суд не выявил сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем признал решение комиссии о снятии истицы с учета от 05.11.2019 незаконным и обязал восстановить ее с даты первоначальной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иную оценку доказательств по делу, иное толкование норм материального права, выводы районного суда не опровергают.
Так довод жалобы ответчика о том, что истец к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не приложил справку об инвалидности ***, как верно указал суд, основанием для снятия истца с учета не являлось, поскольку в комиссии РОПУ ФТС РФ представлены документы, подтверждающие право Сюртуковой Н.И. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вопреки доводам апеллятора, сведения оправе собственности на жилые помещения истица представила, о чем прямо указано в протоколе комиссии от 12.05.2014 (л.д. 65).
Таким образом, у ответчика не имелось предусмотренных подп. "Г" п. 15 Правил оснований для снятия *** с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как не выявлено сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты. Принятое тем же органом решение от 12 мая 2014 г. о постановке на учет не признавалось незаконным в установленном порядке.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем, у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 31 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.