Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В, при ведении протокола помощником судьи Бухареве И.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 6 августа 2020 года, которым постановлено:
исковые требования фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" фио периоды: с *** г. по *** г, с *** г. по *** г, с *** г. по *** г, с *** г. по *** г, с *** г. по *** г.
В остальной части иска отказать;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование, что в назначении страховой пенсии досрочно по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей было отказано из-за недостаточности льготного стажа, который по подсчетам пенсионного органа составил 28 лет 8 месяцев 12 дней. Часть периодов работы, а также учебный отпуск и курсы повышения квалификации необоснованно исключены из подсчета льготного стажа. Полагая решение пенсионного органа незаконным, истец обратилась с денным иском в суд.
Представитель истца фио в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции поддержал исковые требования, просил признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, включить в стаж на соответствующих видах работ периоды и назначить досрочную страховую пенсию. Представитель ответчика фио возражала против удовлетворения искового заявления.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца фио, поддержавшего доводы поданной апелляционной жалобы, представителя ответчика фио, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона ФЗ-400 "О страховых пенсиях", досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста производится лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона ФЗ-400 "О страховых пенсиях".
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено, в том числе, медицинским сестрам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
Судом установлено и следует из материалов дела, 15.10.2019 года фио обратилась в ГУ-Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-Главного управления ПФР N 3 по г. Москве и Московской области истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 26.11.2019, в связи с отсутствием требуемого для назначении пенсии специального стажа. Согласно решению пенсионного органа, рекомендовано исключить из специального стажа, в том числе, следующие оспариваемые истцом периоды по следующим указанным основаниям:
с период г. - в должности медицинской сестры участковой, медицинской сестры в муниципальном предприятии Городской поликлиники N 189 Медицинского управления ЮВАО, так как согласно Списку, утвержденному постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, единственной организационно-правовой формой определено учреждение;
а также исключен период ученического отпуска с период, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с периоды...
Из выданной ГБУЗ "ГП N 189 ДЗМ" справки N 38 от 05.08.2020 г. следует, что истец работала в ГБУЗ "ГП N 189 ДЗМ" в период с 05.07.1986 г. по настоящее время в должности медицинской сестры участковой, медицинской сестры, при этом выполняла установленную норму работы за ставку, работала полный рабочий день.
ГБУ здравоохранения г. Москвы "Городская поликлиника N 19 Департамента здравоохранения г. Москвы" филиала N 3 от 07.08.2013 года N 275, в период с ***.- Городская поликлиника N 189 Муниципального предприятия выполняла функции лечебно-профилактического учреждения, без осуществления коммерческой деятельности.
Согласно оспариваемому решению пенсионного органа, специальный стаж составляет 28 лет 8 месяцев 12 дней.
Истец претендовала на включение данных периодов в подсчет ее специального стажа, также просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за назначением пенсии с *** с учетом того, что она по настоящее время продолжает работать в должности и учреждении соответствующими Списку должностей и учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденному постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Удовлетворяя исковые требования истца о включении в специальный стаж периодов работы, когда истец находилась на курсах повышения квалификации, суд правомерно учел положения п.п.4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002, ст. ст. 187, 196 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 112 КЗОТ РСФСР, ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, действовавших в спорные периоды, те обстоятельства, что курсы повышения квалификации проходили по инициативе работодателя, имели целью обеспечение выполнения медицинским работником своих основных трудовых функций, при этом за истцом сохранялись рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы.
Таким образом, учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, в связи с чем правомерно включил в стаж работы истца по специальности спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Между тем судом не принято во внимание, что ученический отпуск с 05.07.1986 по 03.08.1986 также подлежит включению в подсчет специального стажа по тем же изложенным основаниям, поскольку лицам, совмещающим труд с обучением и повышением квалификации, федеральными законами гарантируется такие же трудовые права, как и лицами, трудящимися полное рабочее время.
Приходя к выводу об отказе в иске в части требований о назначении пенсии досрочно с даты обращения, суд первой инстанции исходил из того, что срок назначения страховой пенсии по старости определен в приложении 7 к ФЗ "О страховых пенсиях" как - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в связи с чем, не усмотрел оснований для назначения истцу пенсии с даты обращения. С данным выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" год возникновения права на страховую пенсию по старости срок назначения страховой пенсии лицам, у которых возникло право на страховую пенсию по старости в 2019 году, установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом, в силу частей 3 и 4 статьи 10 Федерального закона от 3 октября года 2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Гражданам, которые указаны в подпункте 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на социальную пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, социальная пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 1 к указанному Федеральному закону (в редакции настоящего Федерального закона), но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Таким образом, из указанного следует, что если лицо, осуществляющее лечебную деятельность, приобретет стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, пенсия ему может быть назначена на полгода раньше.
С учетом включения судом первой инстанции спорных периодов, необходимых для досрочного назначения пенсии, а также включенного судебной коллегией периода учебного отпуска, фио на момент обращения в пенсионный орган - *** года необходимый стаж приобрела, который составил более 30 лет, с этой даты у нее возникло право на досрочную пенсию.
Вместе с тем, с учетом вышеприведенных положений пенсионного законодательства, период ожидания для истца составляет 6 месяцев, который к моменту вынесения судом решения истек ***, в связи с чем, вывод суда об отказе в обязании ответчика назначить истцу пенсию по старости не может быть признан обоснованным и соответствующим требованиям закона, принимая во внимание, что вышеприведенные положения закона не возлагают обязанность на пенсионера обращаться с повторным заявлением о назначении пенсии по старости в пенсионный орган в период ожидания. По указанным основаниям довод представителя ответчика о том, что истец повторно в пенсионный орган по истечению шестимесячного срока с момента первоначального обращения в декабре 2019 года не обращалась, в то время как назначение пенсии носит заявительный характер, в связи с чем ее требования удовлетворению не подлежат, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 6 августа 2020 года - отменить в части отказа во включении в подсчет специального стажа фио периода ученического отпуска *** по *** и в части отказа в назначении пенсии досрочно, принять в данной части новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" фио период ученического отпуска *** по ***.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить фио страховую пенсию по старости досрочно с ***.
В остальной части решение Лефортовского районного суда города Москвы от 6 августа 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.