Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Кузьмичевой В.Ю., с участием прокурора Суржанской М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-310/2021 по административному исковому заявлению Елизаровой С.А., Куликовой С.В., Хариной Н.И., Ардемасовой Е.А., Воскобойниковой В.Л. и Зинуровой Э.М. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 9 октября 2019 года N 1313-ПП "Об учреждении Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства", УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Москвы 09.10.2019 г. принято постановление N 1313-ПП "Об учреждении Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - постановление Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП); постановление подписано Мэром Москвы, 10.10.2019 г. опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а 17.10.2019 г. опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 58.
Пунктом 2.8 названного постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП установлено, что финансовое обеспечение мероприятий по урегулированию обязательств застройщиков в соответствии с ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" осуществляется без привлечения средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Административные истцы обратились в суд с административным иском, уточненным в период рассмотрения дела (л.д. 88-96), о признании недействующими пункта 2.8 постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г..N 1313-ПП, ссылаясь на то, что являлись участниками долевого строительства многоквартирного жилого дома в ЖК "Легенда", расположенного по адресу: г..Москва, ТИНАО, г..Троицк, 42-й км. Калужского шоссе, а в настоящее время являются конкурсными кредиторами ООО "ИнвестСтройГрупп", которое осуществляло строительство указанного объекта и было признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда г..Москвы от 15.03.2018 г..по делу N А40-222799/2017. Административные истцы указали, что оспариваемые положения противоречат положениям ст. 13 и 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 г..N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые предусматривают меры федеральной государственной поддержки с привлечением средств Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства (далее - Федеральный фонд), и лишают их возможности получения предусмотренных данным законом мер в виде выплаты компенсации, поскольку пунктом 2.8 постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г..N 1313-ПП предусматривается, что финансирование мероприятий Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства (далее - Московский фонд) по урегулированию обязательств застройщика осуществляется исключительно за счет средств субъекта Российской Федерации - города Москвы, т.е. без финансирования со стороны Федерального фонда.
Административные истцы также указали на то, что оспариваемые положения фактически предоставляют Федеральному фонду право не предоставлять меры социальной поддержки в случае, если в отношении проблемного объекта решение о его финансировании принято Московским фондом, кроме того, Правила принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.09.2019 г..N 1192, прямо не предусматривают ситуацию с применением на уровне субъекта Российской Федерации - города Москвы - оспариваемой нормы п. 2.8 постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г..N 1313-ПП, что, по их мнению, создает правовую неопределенность в применении данной нормы в соотношении положениями ст. 13 и 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 г..N 218-ФЗ.
Представитель административных истцов - действующий на основании доверенностей и ордера адвокат Челюканов Н.А. - в суд явился, заявленные требования поддержал.
Представители Правительства Москвы в суд явились, иск не признали, поддержали ранее представленные письменные возражения (л.д. 104-114), где указали, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, его нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и каких-либо прав и законных интересов административных истцов не нарушают.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает, что основания к удовлетворению заявленного требования отсутствуют.
Положениями ст. 13 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела видно, что административные истцы являлись участниками долевого строительства многоквартирного жилого дома в ЖК "Легенда", расположенного по адресу: г. Москва, ТИНАО, г. Троицк, 42-й км. Калужского шоссе, а в настоящее время являются конкурсными кредиторами ООО "ИнвестСтройГрупп", которое осуществляло строительство указанного объекта и было признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2018 г. по делу N А40-222799/2017, в связи с чем административные истцы обратились в Федеральный фонд для решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки, а затем в Никулинский районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением к Федеральному фонду о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения о финансировании мероприятий по завершению строительства проблемного объекта ЖК "Легенда", а также о возложении обязанности принять соответствующее решение; одновременно были заявлены требования о признании незаконным бездействия Правительства Москвы и переноса сроков выполнения мероприятий Плана-графика "Дорожной карты" в отношении ЖК "Легенда".
Решением Никулинского районного суда от 17.06.2020 г. (л.д. 61-74) заявленные требования были удовлетворены частично: суд признал незаконным бездействие Федерального фонда в части нарушения сроков принятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства ЖК "Легенда" и возложил на Федеральный фонд обязанность принять соответствующее решение; в удовлетворении остальной части требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28.10.2020 г. (л.д. 140-148) решение Никулинского районного суда от 17.06.2020 г. было отменено в части удовлетворения предъявленных к Федеральному фонду требований и в этой части постановлено новое решение об отказе в их удовлетворении; в остальной части решение районного суда было оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении требований, предъявленных к Федеральному фонду, судебная коллегия применила в том числе и положения пункта 2.8 постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП, в связи с чем административные истцы обладают правом на обращение в суд с рассматриваемым требованием.
Положения ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусматривают, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом регулирования постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП являются общественные отношения в области жилищной политики и урегулирования обязательств застройщиков проблемных объектов перед участниками долевого строительства на территории города Москвы.
Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" и ст. 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", является Правительство Москвы.
В соответствии с положениями ст. 14 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", разработка и осуществление городской политики в жилищной сфере отнесено к полномочиям Правительства Москвы, т аким образом, Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административными истцами.
В соответствии с требованиями Закона города Москвы от 08.07.2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, его форма соответствует требованиям ст. 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд находит, что нормативный правовой акт, оспариваемый административным истцом в части, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Проверяя доводы административных истцов о несоответствии п. 2.8 постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Как следует из п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП, Московский ф онд был создан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, и Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях.
В соответствии с ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ, фонд субъекта Российской Федерации создается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду субъекта Российской Федерации имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан - участников долевого строительства в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и (или) завершения строительства объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - объекты инфраструктуры), для их последующей безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность.
Согласно ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ, если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о создании Фонда субъекта Российской Федерации предусмотрено, что финансирование мероприятий по урегулированию обязательств застройщика в соответствии с частью 1 статьи 21.1 настоящего Федерального закона и финансирование деятельности Фонда субъекта Российской Федерации осуществляются за счет средств субъекта Российской Федерации без их финансирования за счет средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона, то Фонд субъекта Российской Федерации осуществляет свою деятельность с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Поскольку из приведенных выше положений ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ прямо следует, что определение источников финансирования при создании соответствующего фонда отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы административных истцов о том, что положения оспариваемого пункта 2.8 постановления Правительства Москвы от 09.10.2019 г. N 1313-ПП не соответствуют ч. 3 ст. 26.3 Федерального закона от 29.07.2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку согласно ст. 1 данного нормативно-правового акта, настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства, - следовательно, вопросы создания и финансирования соответствующих фондов субъектов Российской Федерации данный закон не регулирует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Елизаровой С.А, Куликовой С.В, Хариной Н.И, Ардемасовой Е.А, Воскобойниковой В.Л. и Зинуровой Э.М. о признании недействующим пункта 2.8 постановления Правительства Москвы от 9 октября 2019 года N 1313-ПП "Об учреждении Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства".
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.