Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г. по делу N 16-290/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Министерства здравоохранения Калининградской области Титова В.Н. на вступившие в законную силу постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от 27 декабря 2019 года, решение судьи Центрального районного суда Калининграда от 17 марта 2020 года, решение судьи Калининградского областного суда от 25 июня 2020 года, вынесенные в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда Калининграда от 17 марта 2020 года и решением судьи Калининградского областного суда от 25 июня 2020 года, Министерство здравоохранения Калининградской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Министерства здравоохранения Калининградской области Титов В.Н. просит вышеуказанные акты отменить в связи с существенными нарушениями процессуальных требований и производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а решение по делу должно быть мотивированным.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации определено, что решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Калининградского областного суда вышеуказанные требования закона выполнены не были.
Так, административная ответственность по части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Объектом правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ являются общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.
Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Министерства здравоохранения Калининградской области к административной ответственности послужил факт невыполнения в срок до 28 октября 2019 года предписания об устранении нарушений от 28 августа 2019 года N б/н.
Вместе с тем, событие правонарушения в постановлении не изложено, обстоятельства выдачи предписания и содержащиеся в нем требования не указаны, вопрос о законности такового не рассмотрен.
Кроме того, в нарушение требований статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении должностного лица отсутствуют исследование и оценка доказательств, в том числе акта проверки, на основании которых сделан вывод невыполнении Министерством здравоохранения Калининградской области предписания.
В решении судьи Центрального районного суда Калининграда указанные обстоятельства также не приведены и не проверены.
Между тем, в нарушение требований статей 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Калининградского областного суда оценка вышеизложенным нарушениям не дана, допущенные недостатки не восполнены, доводы Министерства о направлении в ТО Росздравнадзора истребованных в рамках внеплановой проверки документов по факту совершения административного правонарушения и непредставлении административным органом в суд материалов дела в полном объеме, не рассмотрены.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Калининградского областного суда от 25 июня 2020 года, вынесенного в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвращения жалобы защитника Министерства здравоохранения Калининградской области Сурковой С.В. на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от 27 декабря 2019 года и решение судьи Центрального районного суда Калининграда от 17 марта 2020 года в Калининградский областной суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Калининградского областного суда от 25 июня 2020 года, вынесенное в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Жалобу защитника Министерства здравоохранения Калининградской области Сурковой С.В. на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от 27 декабря 2019 года и решение судьи Центрального районного суда Калининграда от 17 марта 2020 года возвратить в Калининградский областной суд на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.