Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Максимова О.С. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 июня 2020 года (N 2а-2768/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 8 сентября 2020 года (N 33а-3617/2020) по административному исковому заявлению Максимова О.С. к призывной комиссии Муниципального образования муниципального округа "Новоизмайловское" Московского района города Санкт-Петербурга, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Максимова О.С. Суслова О.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Максимов О.С. обратился в Вологодский городской суд Вологодской области с административным исковым заявлением к призывной комиссии Муниципального образования муниципального округа "Новоизмайловское" Московского района города Санкт-Петербурга, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" (далее - ФКУ "Военный комиссариат города Санкт- Петербурга"), указав, что 14 июня 2018 года по результатам медицинского освидетельствования призывной комиссией Муниципального образования муниципального округа "Новоизмайловское" Московского района города Санкт-Петербурга он признан годным к военной службе, ему установлена категория годности "А-1".
Одновременно указанным решением ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) на срок до 31 августа 2020 года.
Оспаривая правомерность решения о предоставлении отсрочки, об отмене решения призывной комиссии от 14 июня 2018 года, просил восстановить пропущенный срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований указывал, что оспариваемое решение нарушает его права на получение высшего образования, поскольку в настоящее время ему отказано в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Вологодский государственный университет". Решение принято с существенным нарушением закона и подлежит отмене, поскольку обязательное медицинское освидетельствование в отношении него не проводилось, решение принято заочно, в его отсутствие и без вызова на призывную комиссию.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 16 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 8 сентября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Максимова О.С. отказано.
В кассационной жалобе на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 8 сентября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 16 ноября 2020 года, Максимов О.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Максимов О.С. с 1 сентября 2016 года был зачислен в СПбГЭТУ "ЛЭТИ" на 1-й курс бакалавриата по специальности 27.03.04 "Управление в технических системах" с нормативным сроком обучения 4 года, по 31 августа 2020 года на основании приказа от 3 августа 2016 года N.
Максимов О.С. состоял на воинском учете в Военном комиссариате города Вологды и Вологодского района с 24 февраля 2015 года, в связи с обучением в СПбГЭТУ "ЛЭТИ" состоял на воинском учете в военном комиссариате Московского района Санкт-Петербурга с 28 марта 2018 года, с 30 октября 2019 года вновь состоит на воинском учете в Военном комиссариате города Вологды и Вологодского района.
Максимовым О.С. в призывную комиссию Муниципального образования муниципального округа "Новоизмайловское" Московского района города Санкт-Петербурга была предоставлена справка СПбГЭТУ "ЛЭТИ" от 27 марта 2018 года N о прохождении обучения, подтверждающая право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, оформленная по форме, установленной Приложением N 2 к Перечню (п. 3) Приложения N 32 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400. В суде административный истец пояснял, что, предоставляя указанную справку, он имел намерение получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением.
14 июня 2018 года по результатам медицинского освидетельствования призывной комиссией Муниципального образования муниципального округа "Новоизмайловское" Московского района города Санкт-Петербурга Максимов О.С. признан годным к военной службе, ему установлена категория годности "А-1".
Одновременно указанным решением согласно предоставленной справке СПбГЭТУ "ЛЭТИ" от 27 марта 2018 года N о прохождении обучения, Максимову О.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 31 августа 2020 года.
Разрешая заявленные Максимовым О.С. требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований полагать оспариваемое решение необоснованным и принимая во внимание, что, предоставляя в призывную комиссию справку СПбГЭТУ "ЛЭТИ", Максимов О.С. имел намерение получить отсрочку от призыва в связи с обучением, в связи с чем оспариваемое решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу не может быть признано нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59).
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункты 1 и 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию, в том числе, по программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Как следует из содержания абзацев 10 и 13 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта (обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях по программам бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (обучение по очной форме обучения в образовательных организациях по программам магистратуры).
Из пункта 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, следует, что при наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, что возлагает на органы государственной власти обязанность принимать необходимые меры в целях реализации гражданами указанного права.
Нормы законодательства о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении направлены на содействие гражданам в получении образования, являются гарантией освоения ими образовательных программ по выбранной специальности.
Возникновение права на получение отсрочки от призыва связано с самим фактом поступления и обучения гражданина в образовательном учреждении и не может быть произвольно ограничено; граждане пользуются предоставленной отсрочкой до истечения срока ее действия, либо до прекращения оснований для предоставления такой отсрочки.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предоставив в призывную комиссию справку о прохождении обучения в образовательном учреждении по очной форме по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования Максимов О.С. подтвердил право на отсрочку от призыва и призывная комиссия не имела предусмотренных законом оснований для непредоставления отсрочки от призыва на время прохождения обучения.
Доводы Максимова О.С. о том, что решение призывной комиссии принято с существенными нарушениями законодательства, так как на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии он не вызывался, проверялись судами и не нашли своего подтверждения, они опровергаются материалами личного дела призывника, из которого следует, что Максимов О.С. проходил освидетельствование врачами-специалистами, что подтверждается подписями врачей в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также копией дела с протоколами заседаний призывной комиссии Муниципального образования муниципального округа "Новоизмайловское" Московского района города Санкт-Петербурга, заверенной подписями членов призывной комиссии.
Последующее отчисление Максимова О.С. с 22 июня 2018 года из СПбГЭТУ "ЛЭТИ" за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана, поступление на учебу в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вологодский государственный университет" с 1 сентября 2018 года и принятие призывной комиссией города Вологды решения от 23 декабря 2019 года о призыве Максимова О.С. на военную службу, поскольку повторно отсрочка от призыва в связи с обучением не предоставляется, правильно оценены судом, как не имеющие правового значения в рассматриваемом споре, поскольку на момент принятия оспариваемого решения они не существовали.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Данной совокупности в рассматриваемом деле не установлено.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 8 сентября 2020 года без изменения, кассационную жалобу Максимова О.С. - без удовлетворения.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 8 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 2 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.