Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Ирышковой Т.В, судей: Рогачевой В.В. и Петровой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 27 августа 2020 года по делу N2-433/2020 по иску Министерства внутренних дел Российской Федерации к Карпову Александру Алексеевичу о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения представителя истца Министерства внутренних дел Российской Федерации и третьего лица Министерства внутренних дел по Республике Коми Миланович Т.О. (действующей на основании доверенностей N83 от 18.12.2020 сроком по 31.12.2023 и N29 от 08.06.2020 сроком действия один год), поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) обратилось в суд с иском к Карпову А.А. и с учетом произведенных в ходе рассмотрения дела уточнений просило взыскать с ответчика в качестве неосновательного обогащения стоимость неправомерно выданного ему государственного жилищного сертификата в размере 1.589.616 руб.
В обоснование своих требований истец указал, что Карпов А.А, проходивший службу в органах внутренних дел и уволенный со службы в связи с сокращением должности, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако при получении государственного жилищного сертификата не предоставил сведения о ранее совершенных им сделках с жилыми помещениями. Так как наличие в собственности Карпова А.А. и членов его семьи жилых помещений, факт принадлежности им которых он скрыл, послужило бы основанием для снятия его с учета, то жилищный сертификат выдан ему необоснованно и он обязан возвратить его стоимость.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 27 августа 2020 года, МВД России в удовлетворении иска к Карпову А.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 20 ноября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 10 декабря 2020 года, истец МВД России и третье лицо Министерство внутренних дел по Республике Коми просят об отмене решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 27 августа 2020 года, считая их не соответствующими нормам материального права и принятыми без учета всех юридически значимых обстоятельств, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных МВД России требований.
В обоснование своей жалобы истец и третье лицо указали, что в период с 25.10.2007 по 21.08.2009 Карпов А.А. и члены его семьи имели обеспеченность общей площадью жилых помещений в размере 14, 68 кв.м. каждый, что больше как установленной в г.Сыктывкаре учетной нормы, так и нормы предоставления. При наличии соответствующих сведений об этом у жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Коми ответчик был бы снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик Карпов А.А. просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие ответчика Карпова А.А, третьего лица Карповой И.Б. и представителей третьих лиц ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми" и Управления Росреестра по Республике Коми, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Карпов А.А. с 22.01.1994 по 02.11.2015 проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях среднего начальствующего состава, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Приказом начальника ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Коми" от 30.10.2015 N242л/с Карпов А.А. уволен со службы по п.11 ч.2 ст.82 ФЗ от 30.11.2011 N342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником); выслуга лет ответчика на 02.11.2015 составила: в календарном исчислении - 26 лет 02 месяца 11 дней, в льготном исчислении - 36 лет 11 месяцев 18 дней.
На основании заявления Карпова А.А. от 15.02.1994 о принятии на учет нуждающихся в получении жилой площади с составом семьи три человека (он сам, его супруга и дочь) в связи с отсутствием жилой площади в г.Сыктывкаре, Карпов А.А. решением жилищно-бытовой комиссии УВО при МВД Республики Коми от 07.09.1994 поставлен учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.02.1994.
На основании протокола N7 заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Коми от 28.09.2016 учетное дело капитана полиции (в отставке) Карпова А.А. передано в МВД по Республике Коми для принятия на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
26 октября 2017 года Карпов А.А. обратился с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2015-2020 г.г. с составом семьи два человека (он сам и супруга Карпова И.Б.), предоставив необходимые документы.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Коми от 14.11.2017 Карпов А.А. включен в список граждан-участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2015-2020 г.г. в 2018 году с составом семьи два человека.
29 мая 2018 года Карпову А.А. на основании его заявления выдан государственный жилищный сертификат и в соответствии с условиями подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы предоставлена за счет федерального бюджета социальная выплата в размере 1.589.616 руб, с использованием которой ФИО1 приобрел по договору купли-продажи жилое помещение в "адрес" по адресу: "адрес", в общую долевую собственность с ФИО8
Из акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности МВД по "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как на момент постановки на жилищный учет с составом семьи из трех человек он имел обеспеченность жилой площадью на человека свыше учетной нормы (7 кв.м. - пункт 7 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ N), так как по сведениям Росреестра ФИО1, его супруге и дочери с мая 1993 года принадлежала на праве общей долевой собственности квартира общей площадью 40, 1 кв.м. по адресу: "адрес". Кроме того, с января 1999 года за дочерью ФИО1 зарегистрировано право собственности на ? долю квартиры общей площадью 61, 6 кв.м. в "адрес".
Исходя из этого, семья Карпова А.А. не являлась необеспеченной жилыми помещениями, однако вопрос обоснованности нахождения в списках очередников жилищно-бытовой комиссией в ходе проведения ежегодной перерегистрации не рассматривался. Также Карпов А.А. дважды совершал намеренные действия по ухудшению жилищных условий, связанные с отчуждением в декабре 2000 года вышеуказанной квартиры, а также прекращением в августе 2009 года права собственности на ? долю квартиры общей площадью 57, 3 кв.м. в Кингисеппском районе Ленинградской области, полученной по наследству в октябре 2007 года.
Постановлением заместителя начальника отдела по расследованию преступлений в сфере экономики СУ УМВД России по г.Сыктывкару от 02.10.2019 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Карпова А.А. по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (в связи с отсутствием состава преступления).
На основании договора передачи квартиры в собственность от 05.05.1993 в собственности Карпова А.А, Карповой И.Б. и Карповой О.А. (по 1/3 доле у каждого) находилась "адрес" волости Кингисеппского района Ленинградской области, общей площадью 40, 1 кв.м, право собственности на которую было зарегистрировано за указанными лицами 22.12.2000 и в этот же день прекращено.
Также 25.10.2007 на основании свидетельства о праве на наследство по закону было зарегистрировано право собственности Карпова А.А. на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, сельское поселение Фалилеевское, дер.Фалилеево, д.12, кв.50, общей площадью 57, 3 кв.м. Право собственности на указанную долю квартиры прекращено 21.08.2009.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО6 на ? долю "адрес" в "адрес", общей площадью 61, 6 кв.м.
Разрешая спор и отказывая МВД России в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ст.ст.51, 53 ЖК РФ, ст.ст.1102, 1103, 1109 ГК РФ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153 (в редакции от 30.12.2017 N1710, действовавшей на момент выдачи Карпову А.А. жилищного сертификата) (далее - Правила), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054, и исходил из того, что при постановке на учет 15.02.1994 Карпов А.А. не имел жилого помещения для проживания по месту прохождения службы ни по договору социального найма, ни предоставленного в качестве служебного, и в последующем не мог быть снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, так как не был обеспечен по месту прохождения службы и в избранном месте жительства жилой площадью по установленной Законом норме.
Сделки ответчика и членов его семьи с жилыми помещениями, имевшие место в 2007-2009, не являются основанием для ограничения права Карпова А.А. на обеспечение его вместе с членами семьи жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения со службы в 2015 году путем получения в 2018 году государственного жилищного сертификата.
Факт совершения ответчиком и членами его семьи действий, предусмотренных ст.53 ЖК РФ, с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рассмотрении настоящего дела не установлен, как не установлен и факт совершения ответчиком при получении сертификата и приобретения с его использованием жилого помещения каких-либо преступных действий, направленных на завладение государственными денежными средствами.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений регулирующего правоотношения сторон законодательства.
Так, судами обоснованно указано, что по состоянию на 26.10.2017 (дату подачи им соответствующего заявления) Карпов А.А. имел право на участие в подпрограмме по получению государственного жилищного сертификата, так как проходил службу в органах внутренних дел на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, был уволен со службы в связи с сокращением должности, имел выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, не был обеспечен жильем по месту службы и в избранном им после увольнения со службы месте жительства (г.Сыктывкар Республики Коми) и состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть отвечал требованиям, указанным в пункте 5 Правил.
Произведенное Карповым А.А. и его супругой в 2000 и 2009 годах отчуждение долей жилых помещений не могло повлиять на право Карпова А.А. получить в 2018 году социальную выплату, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, так как с момента совершения сделок по отчуждению долей и до момента получения сертификата прошло более 5 лет и в силу п.16 (2) Правил указанные гражданско-правовые сделки учету при выдаче ему сертификата не подлежали.
Доводы кассационной жалобы о том, что при наличии у истца сведений, что в период с 25.10.2007 по 21.08.2009 Карпов А.А. и члены его семьи имели обеспеченность общей площадью жилых помещений в размере 14, 68 кв.м. каждый, ответчик был бы снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, для рассмотрения настоящего дела правового значения не имеют, так как ни в указанный период, ни в дальнейшем с учета нуждающихся Карпов А.А. снят не был; соответствующего решения жилищно-бытовой комиссией не принималось, а на момент получения и реализации ответчиком государственного жилищного сертификата основания для снятия его с такого учета отсутствовали.
При таких обстоятельствах, следует признать, что государственный жилищный сертификат был получен и реализован Карповым А.А. в установленном законом порядке и на основании никем не оспоренных решений, в связи с чем отсутствуют предусмотренные ст.ст.1102, 1103 ГК РФ основания для того, чтобы считать полученные ответчиком посредством такого сертификата денежные средства в размере 1.589.616 руб. его неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с него в пользу истца в таком качестве.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.