Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Грязнове Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании не действующим с момента принятия приложения N 3 "Тарифы в области захоронения отходов ООО "ЭкоПлан" к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 30-о "О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (городской округ "город Кизел"), в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года N 66-о, в части установления тарифов: с 1 января по 30 июня 2019 года; с 1 июля по 31 декабря 2019 года; с 1 января по 30 июня 2020 года; с 1 июля по 31 декабря 2020 года; с 1 января по 30 июня 2021 года; с 1 июля по 31 декабря 2021 года, по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 18 сентября 2020 года, которым исковые требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 30-о "О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (городской округ "Город Кизел") (далее также ООО "ЭкоПласт", общество)", утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов в сфере захоронения отходов, согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению; утверждена производственная программа ООО "ЭкоПлан" в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы согласно приложению N 2 к настоящему Постановлению; установлены и введены в действия тарифы согласно приложению N 3 к настоящему Постановлению.
Приложением N 3 приведенного постановления установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов ООО "ЭкоПлан": с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 779, 27 руб./тонна; с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 779, 26 руб./тонна; с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 478, 68 руб./тонна; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 478, 67 руб./тонна; с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 478, 67 руб./тонна; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 491, 93 руб./тонна.
В соответствии с пунктом 5 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 года.
Постановление опубликовано в "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N 22, том 1, 10 июня 2019 года.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года N 66-о "О корректировке предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (город Кизел)" изменены показатели производственной программы, приложение N 2 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 N 30-о, изложено в новой редакции; а также внесены изменения в приложение N 3 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 30-о "О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (Городской округ "город Кизел"), путём изложения их в новой редакции, согласно приложению N 2 к настоящему Постановлению, в соответствии с которым, тарифы в области захоронения отходов ООО "ЭкоПлан" утверждены в следующем размере: с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 779, 27 руб./тонна; с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 779, 26 руб./тонна; с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 558, 69 руб./тонна; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 558, 70 руб./тонна; с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 475, 77 руб./тонна; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 475, 77 руб./тонна.
Данное постановление опубликовано в "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N 51, том 3, 30 декабря 2019 года.
Заместитель прокурора Пермского края, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Пермский краевой суд с административным иском к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим с момента принятия приложения N 3 "Тарифы в области захоронения отходов ООО "ЭкоПлан" к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 30-о "О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (городской округ "город Кизел", в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года N 66-о, в части установления тарифов: с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года; с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года; с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года; с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года (с учётом уточнений).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о ценообразовании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. По результатам проверки установлено, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установлено, что затраты по статье "арендная плата" в составе неподконтрольных расходов при утверждении тарифа в области захоронения отходов для ООО "ЭкоПлан" на 2019-2021 гг. учтены органом тарифного регулирования без учёта положений пункта 35 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484.
Решением Пермского краевого суда от 18 сентября 2020 года постановлено: "Признать не действующим со дня принятия приложение N 3 "Тарифы в области захоронения отходов ООО "ЭкоПлан" к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 30-о "О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (городской округ "город Кизел", в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года N 66-о.
Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Не согласившись с принятым решением, Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обратилось в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором представлены возражения.
Представитель административного ответчика ФИО6 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
В заключении прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика ФИО6, заключение прокурора, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Пермского краевого суда, принятого в соответствии с законом и обстоятельствами дела.
Из материалов дела следует, что ООО "ЭкоПлан" осуществляет, на основании лицензии от 24 августа 2016 года N (59)-1266-СТР, выданной Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю, деятельность, в том числе по захоронению твердых коммунальных отходов IV-V классов на полигоне, расположенном в городском округе город Кизел Пермского края.
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с указанным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила регулирования), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, и Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее по тексту - Методические указания).
На основании заявления общества тарифный орган постановлением от 31 мая 2019 года N 30-о "О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (городской округ "Город Кизел")" утвердил для него долгосрочные параметры регулирования, установленные на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов в сфере захоронения отходов, утвердил производственную программу и установилтарифы.
Указанное постановление в настоящее время действует в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года N 66-о "О корректировке предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПлан" (город Кизел)".
Оспариваемый нормативный правовой акт и вносящие в него изменения решения изданы уполномоченным органом в установленной форме и размещены в официальном издании.
Прокуратурой Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства о ценообразовании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой выявлен ряд нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в части включения затрат по статье "арендная плата" в составе неподконтрольных расходов при утверждении тарифа в области захоронения отходов для ООО "ЭкоПлан" на 2019-2021 гг, которые учтены органом тарифного регулирования с нарушением положений пункта 35 Основ ценообразования что, в свою очередь, повлекло установление тарифа в размере, превышающем экономически обоснованный уровень, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением.
Из материалов тарифного дела следует, что ООО "ЭкоПлан" заявлены затраты на аренду основных средств, используемых в процессе захоронения твердых коммунальных отходов, в размере 614, 83 тыс. рублей, из которых: аренда земли под полигон - 27, 43 тыс. рублей, аренда транспортных средств - 587, 40 тыс. рублей.
В обоснование указанных расходов обществом представлены: договор аренды земельного участка от 8 ноября 2010 года, заключенного с администрацией Кизеловского муниципального района, договор оказания услуг транспортом и механизмами без даты и без номера, заключенный с "данные изъяты"", согласно которому стоимость транспортных услуг определяется сторонами по тарифу - 1500 рублей без учёта НДС за 1 маш./час Т-170, акты оказанных услуг транспорта, подписанные ООО "ЭкоПлан" с "данные изъяты", ИП ФИО7, ИП ФИО8, "данные изъяты" "данные изъяты" соответственно, оборотно-сальдовая ведомость по счету 60.01 за январь-июль 2018 года.
Данные затраты приняты тарифным органом на 2019 год по статье "арендная плата" в размере 614, 8 тыс. рублей на 4, 3 тыс. тонн отходов, увеличены пропорционально росту принимаемых расходов (9, 87 тонн) и утверждены в размере 1441, 1 тыс. рублей.
Данный расчёт отражен в строке 14 раздела 4 экспертного заключения, в котором имеются пояснения: "договор аренды земельного участка от 8 ноября 2010 года, договор аренды транспортного средства (стоимость 1500 руб. час). Расчёт платы за аренду ТС пропорционально росту объёма принимаемых отходов" (т. 1 л. д. 179).
Затраты общества по указанной статье на 2020 год определены в размере 1175, 9 тыс. рублей, исходя из принятой массы размещенных отходов 8, 4 тонн.
Тем самым, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов тарифного дела, при подаче заявления на утверждение предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов ООО "ЭкоПлан" транспортные расходы указаны в составе неподконтрольных расходов, в графе "арендная плата основных средств", без учёта положений пункта 35 Основ ценообразования. Аналогичным образом данные расходы учтены регулирующим органом.
В судебном заседании суда первой инстанции тарифный орган указал, что, исходя из названия представленного документа "договор оказания транспортных услуг", следует, что между сторонами заключен договор оказания услуг (подряда), а не договор аренды транспортного средства. В связи с чем, по мнению тарифного органа, расходы по спорному договору не могут быть отнесены по статье "арендная плата основных средств" в составе неподконтрольных расходов, с применением положений статьи 35 Основ ценообразования, а отнесение их по статье "арендная плата основных средств" является технической ошибкой.
Установив указанную техническую ошибку в заключении, тарифный орган, в процессе рассмотрения настоящего дела, внёс изменения в заключение, где спорные расходы исключил из статьи "арендная плата основных средств", и включил их по статье "прочие расходы" в составе неподконтрольных расходов, руководствуясь тем, что спорный договор является договором оказания транспортных услуг, а не договором аренды транспортного средства с экипажем.
Податель апелляционной жалобы выражает несогласие с решением суда первой инстанции, которым установлено нарушение требований законодательства в части учёта расходов по статье затрат, а именно: "Арендная плата и лизинг".
Поддерживая вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объёме, а также отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования N 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учётом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, при этом экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Расходы на аренду земельного участка и автотранспорта принимались органом регулирования согласно договорам аренды.
При этом объекты транспортных средств (мусоровозы, погрузчики) не признаны органом регулирования в качестве основных производственных фондов, в связи с чем, расходы по данным объектам принимались органом регулирования в расчёт тарифа на основании сумм заключенных договоров, без учёта особенностей, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования N 484.
Ввиду того, что спецтехника, в том числе мусоровозы, погрузчики, участвует в непосредственном производственном процессе по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, при расчёте указанных затрат необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 35 Основ ценообразования N 484, а именно, исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных, с владением указанным имуществом.
В суде первой инстанции административный ответчик указывал на то, что спецтехника не является основными фондами, в связи с чем, п. 35 Основ ценообразования N484 не применим. Однако процесс транспортировки твердых коммунальных отходов является неотъемлемым этапом деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках утверждения тарифа для регионального оператора. Обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов невозможно осуществить без их транспортировки.
Вышесказанное подтверждается пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ, где указано, что под основными средствами (основными производственными фондами) понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100000 рублей.
Таким образом, чтобы выполнить работу по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов необходимо осуществить эксплуатацию транспортных средств (мусоровозов, погрузчиков, самосвалов и т.п.).
Такие основные производственные фонды, как мусоровозы, погрузчики, самосвалы сохраняют свой статус основного производственного фонда в том числе, на этапах сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в рамках процесса обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 90 Основ ценообразования N 484 необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов.
Ввиду того, что у регулируемой организации отсутствует отдельный тариф на транспортирование твердых коммунальных отходов, а данный процесс является неотъемлемой частью процесса обращения с твердыми коммунальными отходами, состоящего из отдельных этапов, в составе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, спецтехника, в том числе мусоровозы, погрузчики, самосвалы обоснованно признаны судом первой инстанции в качестве основного производственного фонда.
Доводы подателя жалобы о том, что ООО "ЭкоПлан" заключил договор оказания транспортных услуг, а не договор аренды, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к несогласию с выводами судов, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Как верно отметил суд первой инстанции, относя спорные расходы, после устранения технической ошибки, в состав неподконтрольных расходов по статье "прочий подряд" строка 21 (т. 1 л. д. 160), тарифным органом не учтено, что неподконтрольные расходы такой статьи расходов не содержат. Поскольку такие расходы относятся к расходам на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, виды деятельности которых, не регулируется, они не могли быть включены в состав неподконтрольных расходов.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о невозможности определить стоимость договора на оказание услуг, а так же об отсутствии соответствующего кода ОКВЭД - аренда транспортных средств - 49.41 у "данные изъяты" под сомнение законность обжалуемого судебного акта не ставят, повторяют позицию административного ответчика, заявляемую им в ходе рассмотрения дела, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского краевого суда от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.