Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Алексеева Д.В, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шамсиева Д.Н. на решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 февраля 2020 года по административному делу N 2а-1589/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан к Шамсиеву ФИО8 о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - административный истец, инспекция, налоговый орган, МИФНС N 3) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Шамсиеву Д.Н. (далее - административный ответчик).
В обоснование административного иска указано, что Шамсиев Д.Н, являясь собственником земельных участков и иного имущества, не исполнил обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц за "данные изъяты" годы в размере "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно. В связи с нарушением Шамсиевым Д.Н. сроков уплаты указанных налогов, МИФНС N 3 ему начислены пени на сумму "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек и "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейка.
Мировым судьей судебного участка N 1 по Авиастроительному судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ от 12 апреля 2019 года о взыскании с Шамсиева Д.Н. недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 по Авиастроительному судебному району города Казани Республики Татарстан от 20 апреля 2019 года отменен судебный приказ от 12 апреля 2019 года о взыскании с Шамсиева Д.Н. недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
Поскольку обязанность по уплате налогов и пени Шамсиевым Д.Н. не исполнена, МИФНС N 3 просила суд: взыскать в доход государства с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за "данные изъяты" годы в размере "данные изъяты" рубля и пени по нему в размере "данные изъяты" копейка, недоимку по земельному налогу за "данные изъяты" годы в размере "данные изъяты" рублей и пени по нему в размере "данные изъяты" копеек.
Решением Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 февраля 2020 года, административное исковое заявление МИФНС N 3 к Шамсиеву Д.Н. удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 29 июня 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Шамсиев Д.Н. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований МИФНС N 3 отказать.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает на неправомерность начисления ему земельного налога на земельный участок с кадастровым номером N, поскольку данный земельный участок разделен на два земельных участка, в том числе на земельный участок с кадастровым номером N, впоследствии изъятый у него на основании постановления руководителя Исполнительного комитета города Казани от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с нахождением на нем дороги общего пользования. Считает, что перерасчет земельного налога за "данные изъяты" годы произведен налоговым органом незаконно, поскольку закон не предусматривает возможность перерасчета сумм ранее исчисленного земельного налога, если это влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога.
По мнению автора жалобы, у суда не имелось оснований для удовлетворения административного искового заявления инспекции о взыскании с него недоимки по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером: N в связи с тем, что, не используя его в предпринимательской деятельности, он как ветеран боевых действий подлежит освобождению от данного вида налога.
Начальником МИФНС N 3 Галиуллиной З.И. поданы письменные возражения на кассационную жалобу, в которых она просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно положениям статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделё ФИО2 в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов административного дела следует, что Шамсиев Д.Н. в "данные изъяты" годах владел следующим имуществом: сооружением с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", на которое право собственности Шамсиева Д.Н. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ; сооружением с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", на которое право собственности Шамсиева Д.Н. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, на праве собственности Шамсиеву Д.Н. в "данные изъяты" годах принадлежали земельные участки: с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" на который право собственности Шамсиева Д.Н. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, утрачено ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", на который право собственности Шамсиева Д.Н. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, утрачено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление N о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить налоги, начисленные за "данные изъяты" годы.
В связи с неуплатой части налога на имущество физических лиц и земельного налога, административным истцом в установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроки в адрес Шамсиева Д.Н. направлено требование N об уплате вышеназванной недоимки по налогам.
Обязанность по уплате налогов Шамсиев Д.Н. не исполнил как в указанный в требовании срок, так и в срок, установленный налоговым органом для добровольного погашения.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 1 по Авиастроительному судебному району города Казани вынесен судебный приказ о взыскании с Шамсиева Д.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере "данные изъяты" рубля и пени в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейка, а также недоимки по земельному налогу в размере "данные изъяты" рублей и пени в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 по Авиастроительному судебному району города Казани от 20 апреля 2019 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями Шамсиева Д.Н. относительно его исполнения.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из неисполнения административным ответчиком как налогоплательщиком обязанности по своевременной и полной уплате законно установленных налогов и с учетом данного обстоятельства пришел к правильному выводу об обоснованности как требований о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, так и требований о взыскании пени.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции основанными на нормах действующего законодательства и фактических материалах дела.
Вышеозначенные выводы, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"), перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перерасчет, предусмотренный абзацем 1 пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 названного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 1 названного закона вступила в силу с 1 января 2019 года, законом не предусмотрено, что положения упомянутой статьи 1 имеют обратную силу.
В связи с тем, что перерасчет земельного налога за "данные изъяты" и "данные изъяты" годы согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ года осуществлен до вступления в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки доводам жалобы положения указанного пункта к возникшему спору не подлежат применению.
Довод кассационной жалобы о незаконности начисления земельного налога в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером N подлежит отклонению, поскольку с Шамсиева Д.Н. взыскан налог на принадлежащий ему в "данные изъяты" годах земельный участок с кадастровым номером N. Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером N находился в собственности Шамсиева Д.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, требование налогового органа о взыскании с него земельного налога за "данные изъяты" годы, начисленного на указанный земельный участок, является правомерным.
Не является обоснованным утверждение подателя жалобы об имеющихся правовых основаниях для освобождения его от уплаты земельного налога как ветерана боевых действий, на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 16:50:221061:2.
Пунктом 4.1.2. Решения Казанской городской Думы от 11 ноября 2013 года N 5-26 "О земельном налоге" предоставлена ветеранам боевых действий налоговая льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога лишь в отношении земельных участков (долей), занятых индивидуальными жилыми домами, личным подсобным хозяйством, дачами, садовыми домиками, гаражами и не используемых для осуществления предпринимательской деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "земли населенных пунктов под комплекс зданий и сооружений магазина стройматериалов, с территорией, необходимой для обслуживания объекта". Таким образом, правом на льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога на упомянутый земельный участок Шамсиев Д.Н. не обладает.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные им судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шамсиева Д.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.