Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.
судей Карякина Е.А. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 мая 2020 года по административному делу N 2а-654/2020 по административному исковому заявлению Ч.А.В. к призывной комиссии муниципального образования "Город Ижевск", призывной комиссии Удмуртской Республики, федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" по доверенности К.С.Б, возражения представителя Ч.А.В. по доверенности Г.С.А. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ч.А.В. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики"), призывной комиссии Удмуртской Республики о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности вынести новое решение о признании административного истца гражданином, не прошедшим военную службу, имея на то законные основания.
В обоснование административного искового заявления указано, что решением призывной комиссии муниципального образования "Город Ижевск" от ДД.ММ.ГГГГ N Ч.А.В. признан гражданином, не прошедшим военную службу, имея на то законные основания. ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Удмуртской Республики решение призывной комиссии муниципального образования "Город Ижевск" от ДД.ММ.ГГГГ отменено и вынесено новое решение (протокол N), которым административный истец признан гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. По мнению административного истца, названное решение призывной комиссии Удмуртской Республики является незаконным, нарушающим его право на зачисление в запас и последующее получение военного билета, конституционное право на труд и право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, поскольку умышленных действий от прохождения призывных мероприятий он не совершал.
Решением Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 30 января 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Ч.А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 мая 2020 года решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 30 января 2020 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Постановлено признать незаконным решение призывной комиссии Удмуртской Республики от 4 октября 2019 года.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 21 июля 2020 года, административный ответчик - федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Удмуртской Республики" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор указывает, что призывной комиссией предпринимались надлежащие меры, направленные на вручение повесток Ч.А.В. Однако, надлежащие доказательства, подтверждающие данный факт, не были приняты судом апелляционной инстанции. Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции дал неверную правовую оценку обстоятельствам, имеющим юридическое значение, что привело к судебной ошибке.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегии кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела, административный истец Ч.А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на воинский учет военным комиссариатом Октябрьского, Индустриального, Устиновского районов города Ижевска Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией муниципального образования "Город Ижевск" вынесено решение (протокол N) в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22, абзацем пятым пункта 1 статьи 28 и абзацем шестым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) о зачислении Ч.А.В. в запас.
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Удмуртской Республики (протокол N) вышеназванное решение призывной комиссией муниципального образования "Город Ижевск" от ДД.ММ.ГГГГ N/УК отменено, и в соответствии с пунктом 1.1. статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ Ч.А.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законные основания, зачислен в запас в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что решение призывной комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий, исходя из фактических обстоятельств дела.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что в материалах дела доказательств совершения административном истцом действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом N 53-ФЗ, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, исходя из следующего.
В силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2, пункта 4 статьи 23, статьи 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пункта 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 данной статьи).
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Как следует из содержания статьи 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" высказал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленными какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вопреки указанным выше требованиям закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при рассмотрении административного дела надлежащих доказательств действительного уклонения Ч.А.В. от прохождения военной службы по призыву, административными ответчиками представлено не было.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, Ч.А.В. своевременно являлся по повесткам военного комиссариата для осуществления призывных мероприятий. Приведённые в апелляционном определении обстоятельства, подтверждаются материалами личного дела призывника.
Как следует из личного дела, ДД.ММ.ГГГГ Ч.А.В. прошел медицинское освидетельствование не в полном объеме (не прошел терапевта, психиатра), при этом, ДД.ММ.ГГГГ ему вручена повестка уполномоченным органом о явке на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ медицинское освидетельствование Ч.А.В. пройдено, последнему присвоена категория годности "Б4" (незначительные ограничения).
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Ч.А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "г" пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ (в связи с наличием двух и более детей).
При этом в личном деле призывника Ч.А.В. не имеется надлежащих доказательств, подтверждающих факт вручения административному истцу повесток либо отказ (уклонение) от их получения до вышеназванного периода и обстоятельств.
Представленные в материалы дела обращения военного комиссариата в адрес начальника отдела полиции в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах об установлении места нахождения Ч.А.В, которому не представилось возможным вручить повестку о явке в военный комиссариат, судом апелляционной инстанции отвергнуты как недопустимые доказательства, исходя из отсутствия достоверных сведений о направления таких обращений и мер, принятых по ним для вызова административного истца в военный комиссариат органами внутренних дел.
В этой связи, как правильно указано судом апелляционной инстанции, решение призывной комиссии Удмуртской Республики от 4 октября 2019 года о признании Ч.А.В. непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нельзя признать принятым в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения в приведенной формулировке.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, фактических обстоятельств, имеющих правовое значение для административного дела, и переоценке по доводам кассационной жалобы не подлежат.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили с их стороны надлежащую правовую оценку, ее обоснованности не опровергают и не свидетельствуют о нарушении норм права при принятии обжалуемого судебного акта, сводятся к иной оценке заявителем фактических обстоятельств; между тем это не свидетельствует о наличии в принятом по делу судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.