Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области на решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 7 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 30 января 2020 года по административному делу N 2а-434/2019 по административному исковому заявлению прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области по доверенности С.В.Н, выслушав мнение прокурора К.А.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Тюльганского района Оренбургской области (далее - прокурор, административный истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с уточненным в дальнейшем административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тюльганский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению схемы расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обустройству специальных площадок для размещения мусорных контейнеров на территории муниципального образования Тюльганский поссовет; возложении обязанности не позднее ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить схему расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Тюльганский поссовет; не позднее ДД.ММ.ГГГГ обустроить специальные площадки, соответствующие требованиям законодательства, для размещения мусорных контейнеров на территории муниципального образования Тюльганский поссовет.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения органами местного самоуправления сельских поселений законодательства об отходах производства и потребления.
В соответствии с уставом муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области к вопросам местного значения поселения отнесены, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов.
Между тем администрацией муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, администрацией муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не разработана, с юго - западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области не согласована, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не осуществляется. Достаточные меры названными администрациями органов местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не принимаются. Фактическая нехватка оборудованных площадок с учетом количества проживающего населения на территории поселкового совета, согласно информации администрации района, на территории поссовета - 109.
Таким образом, у жителей указанного муниципального образования отсутствует возможность складировать мусор, что может привести к возникновению несанкционированных свалок.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления. Представление прокурора администрацией рассмотрено, однако оставлено без удовлетворения. Действенные меры со стороны органов местного самоуправления по исполнению требований законодательства в указанной сфере не предприняты, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решением Тюльганского районного суда Оренбургской области от 7 ноября 2019 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 30 января 2020 года без изменения, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. Постановлено обязать администрации муниципальных образований Тюльганский район Оренбургской области, Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ, определить (разработать и утвердить) схему расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области; не позднее ДД.ММ.ГГГГ обустроить специальные площадки, соответствующие требованиям законодательства, для размещения мусорных контейнеров, емкостей на территории муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области. В удовлетворении остальной части административного иска прокурора отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 28 июля 2020 года, административный ответчик администрация муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области ставит вопрос об отмене судебных актов обеих судебных инстанций. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель повторяет правовую позицию, изложенную ранее в апелляционной жалобе. Указывает, что суды не верно определив разграничение компетенций между администрацией сельского поселения и муниципального района, и проигнорировав тот факт, что обязанность по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения возложена на регионального оператора на территории Оренбургской области ООО "Природа", необоснованно возложили осуществление этих действий на администрации муниципальных образований Тюльганский район Оренбургской области, Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области. Кроме этого, автор кассационной жалобы указывает, что в судебном акте, который принят против нескольких административных ответчиков, вопреки положениям части 2 статьи 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не указан способ исполнения решения суда каждым из административных ответчиков.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области и мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокурором Тюльганского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Тюльганский поссовет Оренбургской области требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что на территории названного муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения мусорных контейнеров, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определены, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется.
Разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что административными ответчиками, вопреки требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допущено неправомерное бездействие, влекущее нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Как следует из содержания частей 1 и 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра регулируются Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены вопросы создания и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области, утверждённого постановлением Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2018 года N 97-п, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов участвуют в организации деятельности по сбору ТКО путем организации своевременного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территориях соответствующих городских округов, муниципальных районов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Оренбургской области (далее - территориальная схема).
При этом, как следует из абзаца 2 статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наряду с иными вопросами, закреплены вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Абзацем 3 пункта 2 указанного выше Положения о порядке накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области на органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области возложена обязанность по содействию выбора и выделения земельных участков под объекты накопления, сбора, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания ТКО.
Таким образом, из системного толкования названных выше требований нормативных правовых актов, применительно к рассматриваемому административному делу, следует, что деятельность по накоплению, в том числе по созданию, обустройству, содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Тюльганский поссовет Оренбургской области относится к совместному ведению администраций данного сельского поселения и муниципального района.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, исходя из фактических обстоятельств административного дела, суды обеих инстанций обоснованно возложили на данных административных ответчиков обязанность по определению схемы расположения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и обустройства специальных площадок на территории муниципального образования Тюльганский поссовет Оренбургской области.
Доводы административного ответчика о том, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на спорной территории осуществляет иной орган, ранее были предметом проверки и надлежащей правовой оценки суда апелляционной инстанции, и правомерно отклонены как необоснованные, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление названной деятельности обеспечивается уполномоченными органами соответствующего местного самоуправления исходя из предмета ведения. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако, как правильно указано судом апелляционной инстанции, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, несет именно данный орган местного самоуправления.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы и обстоятельства являлись предметом исследования судов, получили с их стороны надлежащую правовую оценку, ее обоснованности не опровергают и не свидетельствуют о нарушении ими норм права при принятии обжалуемых судебных актов, сводятся к иной оценке заявителем фактических обстоятельств, уже являвшихся предметом оценки судов; между тем их иная оценка заявителем не свидетельствует о наличии в принятых по делу судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 7 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 30 января 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.