Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Карякина Е.А, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу генерального директора акционерного общества "Чувашвтормет" Трофимова Е.А. на решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года по административному делу N 2а-1050/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Чувашвтормет" к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, объяснения посредством системы видеоконференц-связи представителя акционерного общества "Чувашвтормет" по доверенности Климовой Н.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Чувашвтормет" (далее - административный истец, общество, АО "Чувашвтормет") обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (далее - административный ответчик, Государственная инспекция труда).
В обоснование административного иска указано, что Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в отношении АО "Чувашвтормет" по результатам внеплановой проверки, проведенной по обращению сортировщика-сборщика лома и отходов металла общества Сидорова А.А, в связи с получением им ДД.ММ.ГГГГ тяжелой травмы, обществу выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (далее - предписание) с требованием о выполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ ряда мероприятий, основанием для совершения которых, явилось выявление несчастного случая на производстве.
Считая свои права нарушенными, а предписание необоснованным в связи с тем, что несчастный случай с Сидоровым А.А. произошел ДД.ММ.ГГГГ вне места нахождения участка АО "Чувашвтормет" в период нахождения Сидорова А.А. в отпуске, административный истец просил суд: признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
Решением Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года, административные исковые требования АО "Чувашвтормет" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 31 июля 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор акционерного общества "Чувашвтормет" Трофимов Е.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, поскольку это привело к принятию неправильного судебного акта, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление АО "Чувашвтормет".
В обоснование кассационной жалобы указано, что суды не приняли во внимание доказательства, подтверждающие, что Сидоров А.А. ДД.ММ.ГГГГ в день получения травмы, находился в отпуске. Работодатель ДД.ММ.ГГГГ произвел выплату отпускных работнику Сидорову А.А, с ДД.ММ.ГГГГ он находился в отпуске, в связи с чем ему не давались и не могли быть даны какие-либо указания о выполнении работ, а также ее оплата.
По мнению подателя жалобы, судам первой и апелляционной инстанций надлежало критически отнестись к объяснениям Сидорова А.А, ФИО6, противоречащим письменным доказательствам. При этом судами не дана надлежащая оценка показаниям ФИО7, подтвердившим факт выполнения Сидоровым А.А. работ в своих интересах.
Податель жалобы считает, что вывод судов первой и апелляционной инстанций об использовании Сидоровым А.А. оборудования, принадлежащего обществу, а также выполнение работ в его интересах, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Автор жалобы отмечает, что судами разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле, Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представителем Государственной инспекции труда в Чувашской Республике по доверенности Юлиным А.В. представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.А. принят на работу в подразделение ОАО "Чувашвтормет" Урмарский участок машинистом крана (крановщиком), дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.А. переведен на должность сортировщика-сборщика лома и отходов металла.
В соответствии с медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, выданным Урмарской центральной районной больницей, Сидоров А.А. получил травму: "данные изъяты", повреждение согласно схеме определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве относится к категории тяжелых.
Приказом генерального директора АО "Чувашвтормет" от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии со статьями 229, 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития от 24 октября 2002 года N 73, ввиду поступления заявления сортировщика-сборщика лома и отходов металла Урмарского участка Сидорова А.А. создана комиссия по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая в составе: председатель комиссии: начальник управления (ремонтно-технического) ФИО9, заместителя председателя комиссии: начальника управления (производственного) ФИО10, членов комиссии: специалиста (ведущий, по ОТиПБ) ФИО11, специалиста (по ОТиПБ) ФИО12, председателя профкома ФИО13
По заявлению Сидорова А.А, поступившему ДД.ММ.ГГГГ, Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике проведено расследование, в ходе которого, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, было установлено, что о несчастном случае, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ с сортировщиком-сборщиком лома и отходов металла Сидоровым А.А, в течение суток не было сообщено в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Работодателем ДД.ММ.ГГГГ образована комиссия по расследованию несчастного случая, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ с сортировщиком-сборщиком лома и отходов металла Сидоровым А.А. не включены государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Сортировщик-сборщик лома и отходов металла Урмарского участка АО "Чувашвтормет" Сидоров А.А. ДД.ММ.ГГГГ и ранее указанного дня по заданию начальника участка ФИО14, согласно протоколу опроса Сидорова А.А, объяснениям ФИО6, периодически выполнял работы газорезчика, при этом не был обучен по профессии, с ним не проводились инструктажи по охране труда, обучение по профессии газорезчик, не проходил медицинский осмотр для определения соответствия состояния здоровья поручаемой работе.
О несчастном случае, происшедшем ДД.ММ.ГГГГ с сортировщиком-сборщиком лома и отходов металла Сидоровым А.А, в течение суток не направлено извещение по установленной форме в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица (л.д. 94-95).
Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике руководителю АО "Чувашвтормет" выдано оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ N с требованием о выполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующих мероприятий: о несчастных случаях сообщать в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя); для расследования несчастных случаев незамедлительно образовывать комиссию в составе не менее трех человек; в комиссию по расследованию несчастных случаев, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом включать государственного инспектора труда, представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представителя исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя); предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; при несчастных случаях, указанных в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (л.д. 96-97).
Разрешая административные исковые требования АО "Чувашвтормет" о признании предписания незаконным и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что Сидоров А.А. в момент получения травмы ДД.ММ.ГГГГ выполнял указания своего непосредственного руководителя - начальника Урмарского участка АО "Чувашвтормет" ФИО14 (представителя работодателя), оспариваемое предписание является законным и не нарушает права административного истца.
Отвергая доводы административного истца, суд первой инстанции обоснованно указал на право работника защищать свои трудовые права способами, не запрещенными законом, и полномочия государственного инспектора труда на вынесение в адрес работодателя обязательных для исполнения предписаний в случае очевидных нарушений трудового законодательства, которые и были обнаружены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что принимая во внимание объяснения Сидорова А.А, ФИО6, данные ими в ходе проверки Государственной инспекцией труда в Чувашской Республики, с учетом установленного обстоятельства, что Сидоров А.А. осуществлял работы с использованием оборудования административного истца, предоставленного ему его непосредственным руководителем (начальником Урмарского участка АО "Чувашвтормет" ФИО14), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Сидоров А.А. в момент получения травмы ДД.ММ.ГГГГ выполнял указания своего работодателя. При этом в нарушении требований нормативных актов несчастный случай с Сидоровым А.А. не был надлежащим образом расследован, приказ генерального директора АО "Чувашвтормет" от ДД.ММ.ГГГГ N о создании комиссии по расследованию несчастного случая, произошедшего с работником общества по составу комиссии с учетом тяжести полученной Сидоровым А.А. травмы не соответствует требованиям статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации, что было установлено в ходе проверки, проведенной по заявлению Сидорова А.А. Государственной инспекцией в Чувашской Республике.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Федеральной инспекцией труда осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.
Под несчастным случаем на производстве в силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 229 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 230 Трудового кодекса Российской Федерации по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати). по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой.
В силу пункта 23 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Приложение 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях") на основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и, руководствуясь требованиями пунктов 2 и 3 настоящего Положения, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Исходя из приведенных законоположений, Государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работников.
Работник АО "Чувашвтормет" Сидоров А.А. имеет право на обращение в Государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда, действуя в пределах предоставленных законом полномочий, установив наличие очевидного нарушения трудового законодательства вынес в адрес работодателя обязательное для исполнения предписание.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выявленные государственным инспектором труда факты нарушения трудового законодательства проверены судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций посредством исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в результате сделан обоснованный вывод о том, что Сидоров А.А. в момент получения травмы выполнял указания представителя работодателя, оспариваемое предписание является законным и не нарушает права административного истца.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Довод кассационной жалобы о том, что судами разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле - Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку соответствующих жалоб, заявлений от указанного учреждения в адрес суда не поступало.
Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств выявления очевидных нарушений трудового законодательства работодателем, Государственная инспекция труда в пределах, предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения трудового законодательства.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу генерального директора акционерного общества "Чувашвтормет" Трофимова Е.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 25 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.