Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Белова В.И, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гайнутдинова Игоря Петровича, Басыровой Иркины Исмагиловны, Гайнутдинова Артура Игоревича и Валеуловой Гульсины Игоревны на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июня 2020 года по административному делу N 2а-83/2020 по административному исковому заявлению Гайнутдинова Игоря Петровича к Палате земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июня 2020 года, отказано в удовлетворении административного иска Гайнутдинова И.П. к Палате земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, Гайнутдинов И.П, Басырова И.И, Гайнутдинов А.И. и Валеулова Г.И. в кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 августа 2020 года, ставят вопрос об их отмене, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Согласно подпункта 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу положений статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Судами установлено, что Гайнутдинов И.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Вступившим в законную силу решением Елабужского городского суда от 27 ноября 2018 года на Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района возложена обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом "адрес"
Распоряжением руководителя Палаты земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района N 195 от 27 февраля 2019 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером N находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес", площадью 625 кв.м.
Распоряжением отдела архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Чистопольского муниципального района от 9 сентября 2019 года, после проведения публичных слушаний 25 июля 2019 года, изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "для обслуживания производственной территории" на вид разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебные инстанции исходили из того, что утвержденная 27 февраля 2019 года схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, содержит адрес и площадь земельного участка, сведения о категории земель, виде разрешенного использования, территориальной зоне, кадастровом номере квартала, на ней указаны границы образуемого земельного участка и ранее учтенных земельных участков, масштаб, список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости. Площадь земельного участка в 625 кв.м. определена с учетом потребностей жильцов многоквартирного жилого "адрес".
Доводу Гайнутдинова И.П. о недостаточности площади спорного земельного участка в 625 кв.м. дана критическая оценка, так как земельные участки, примыкающие к спорному земельному участку, являются муниципальной собственностью и из которой могут быть сформированы дополнительные земельные участки для дополнительных проездов, проходов обслуживания многоквартирного дома.
В силу пункта 10 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.
Таким образом, при разработке проекта межевания в границах которой образован земельный участок на основании оспариваемого распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка могут быть учтены другие земельные участки, в том числе котельная. При этом в иске указано, что котельная обслуживает не только дом, в котором административный истец имеет в собственности жилое помещение, но и соседний дом, то есть котельная не является имуществом многоквартирного дома.
Относительно ссылки административного истца на то, что при утверждении названной схемы не согласованы границы земельного участка с ним и с заинтересованными лицами, необходимо указать следующее.
Поскольку в данном случае подготовка схемы осуществлялась в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, привлечение собственника помещения к её подготовке законом не предусмотрено. При этом как указано выше, утверждённая оспариваемым распоряжением схема расположения земельного участка, соответствует требованиям, предъявляемым к ней нормами Земельного кодекса Российской Федерации и приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762. Соседними землепользователями заинтересованные лица не являются.
Суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным распоряжения руководителя Палаты земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района N 195 от 27 февраля 2019 года об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку отсутствует нарушение прав административного истца.
С таким выводом нельзя не согласиться.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с отсутствием требуемой совокупности условий для признания оспариваемого распоряжения незаконным в удовлетворении административного искового заявления обоснованно отказано.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного истца, заявленные им при рассмотрении дела нижестоящими инстанциями, которым дана надлежащая правовая оценка. Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гайнутдинова И.П, Басыровой И.И, Гайнутдинова А.И. и Валеуловой Г.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.