Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Карякина Е.А, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании, с использованием систем видеоконфернц-связи кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 21 июля 2020 года по административному делу N 2а-1260/2020 по административному исковому заявлению Корниенко ФИО9 об оспаривании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Шемыревой М.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корниенко Т.И. обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности её пребывания в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку имеет регистрацию в Крыму, а потому после вхождения этой Республики в состав Российской Федерации не может считаться иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 21 июля 2020 года, административное исковое заявление Корниенко Т.И. удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 13 августа 2020 года, представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит состоявшиеся судебные акты отменить. В жалобе также указывает, что законных оснований для нахождения Корниенко Т.И, гражданки Украины, на территории Российской Федерации не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого рода судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Судом установлено, что Корниенко Т.И, являясь гражданкой Украины, ДД.ММ.ГГГГ была осуждена Сакским горрайонным судом АР Крым по статье "данные изъяты" Уголовного кодекса Украины к 7 годам лишения свободы. Постановлением Сакского горрайопного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ приговор в отношении Корниенко Т.И. приведен в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации, Корниенко Т.И. осуждена по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде "данные изъяты".
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N - рн от ДД.ММ.ГГГГ пребывание гражданки Украины Корниенко Т.И. в Российской Федерации признано нежелательным на основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", части 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Удовлетворяя административный иск, признавая незаконным и отменяя распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации Корниенко Т.И, суды исходили из того, что при вынесении оспариваемого распоряжения не были учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не проверены утверждения административного истца о выборе постоянным местом жительства Крым до его присоединения к Российской Федерации и о регистрации по месту жительства в Крыму.
Данные обстоятельства обоснованно учтены судебными инстанциями.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, в Российской Федерации, как демократическом правовом государстве, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (статья 27 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на се территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Действующее законодательство не предусматривает возможности признавать нежелательность пребывания граждан России на территории своего государства.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие па этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц. которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 4 октября 2016 года N 18-11, федеральный законодатель, закрепляя в части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ содержащее такое же правовое предписание, в качестве специального условия признания гражданина Украины (лица без гражданства) гражданином Российской Федерации с 18 марта 2014 года факт его постоянного проживания на эту дату на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имел целью предоставление гражданства Российской Федерации тем находящимся на указанных территориях лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым в период после обретения Республикой Крым независимости и до ее принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации новых субъектов вопрос о круге лиц, признаваемых гражданами Республики Крым как государства-предшественника, не был специально урегулирован.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/153 от 12 декабря 2000 года "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств" исходит из презумпции гражданства, означающей, что любое затрагиваемое лицо, имеющее свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считается приобретшим гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства (статья 5).
В силу пункта 2 статьи 18 Европейской конвенции о гражданстве при принятии решений относительно предоставления или сохранения гражданства в случаях правопреемства государств каждое государство-участник учитывает в числе прочего наличие подлинной и реальной связи соответствующего лица с данным государством, его постоянное место жительства в момент правопреемства государств, его волю и территориальное происхождение.
Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (статья 3 и К) Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве).
В силу статьи 17 Закона о гражданстве при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право па выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Приведенные правовые предписания в их системном единстве свидетельствуют о том, что при решении вопроса о признании гражданином Российской Федерации в порядке статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ имеет правовое значение наряду с фактом проживания на территории Крыма до его присоединения к Российской Федерации территориальное происхождение лица, его воля на получение гражданства Российской Федерации, реальная связь с этой территорией.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ, указал в постановлении от 4 октября 2016 года N 18-11, что эта норма, обеспечивая наделение статусом граждан Российской Федерации определенную в ней категорию граждан Украины, - и, соответственно, их интеграцию в состав многонационального народа России в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в се экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, в систему органов государственной власти Российской Федерации, гарантирует права и законные интересы этих лиц, предоставляя им свободу выбора при решении вопроса о гражданстве.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на статью 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О нраве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указал, что местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой), что регистрация по месту жительства отражает факт прибытия гражданина в место жительства, сто нахождения в указанном месте, что отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.
Исходя из содержания пункта 4 названного выше постановления, представление гражданином Украины уполномоченному органу документов о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ, является достаточным подтверждением факта постоянного проживания, свидетельствует о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с пей реальной связи.
Указание в ответе УФМС России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и в заключении УФМС России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Корниенко Т.И. с регистрационного учета по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что Корниенко Т.И. изменила место проживания в Крыму.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Корниенко Т.И. родилась в Республике "данные изъяты", в городе "данные изъяты". В приговоре суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановленном в отношении неё, указано о регистрации Корниенко Т.И. по адресу: Крым, "адрес" проживании по адресу: Крым, "адрес". С учётом того, что Корниенко Г.И. была взята под стражу ДД.ММ.ГГГГ, она не могла изменить своего места жительства на ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений о том, что Корниенко Т.И. заявила о своем желании сохранить имеющееся у нее гражданство Украины, либо остаться лицом без гражданства, не имеется.
Доводы о пропуске срока на обращение в суд с административным иском и невозможности его восстановления несостоятельны.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частями 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Установив, что в оспариваемом распоряжении не указаны сроки и порядок обжалования, доказательств разъяснения Корниенко Т.И. сроков и порядка обжалования суду не представлено, обоснованно восстановлен указанный срок.
Оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 21 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.