Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Трескуновой Л.А, Волынчук Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Узакбаева Сагындыка Артегалийевича на решение Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 4 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 14 августа 2020 года по административному делу N 2а-914/2020 по административному исковому заявлению Узакбаева Сагындыка Артегалийевича к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Орска Оренбургской области с полномочиями окружных избирательных комиссий с 11 по 18 округ о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, объяснения Узакбаева С.А, его представителя адвоката Дерябина А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения председателя избирательной комиссии муниципального образования "Город Орск" Головырских В.Д, заключение прокурора Кушнирчук А.И, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Узакбаев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной Комиссии Ленинского района города Орска Оренбургской области с полномочиями окружных избирательных комиссий с 11 по 18 округ об отказе в удовлетворении заявления об аннулировании подписных листов, поданных им 22 июля 2020 года, и возложении обязанности произвести проверку подписных листов, поданных 29 июля 2020 года.
Решением Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 4 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 14 августа 2020 года, административное исковое заявление Узакбаева С.А. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, административный истец в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и Закон Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" от 5 ноября 2009 года N 3209/719-IV-ОЗ (далее по тексту - Закон Оренбургской области от 5 ноября 2009 года N 3209/719-IV-ОЗ).
Судами установлено, что 14 июля 2020 года Узакбаевым С.А. поданы документы о самовыдвижении в депутаты Орского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу N 17.
22 июля 2020 года Узакбаев С.А. подал в территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Орска Оренбургской области с полномочиями окружных избирательных комиссий 11 - 18 округов документы для регистрации кандидата в депутаты Орского городского Совета депутатов, в том числе листы с подписями избирателей в его поддержку.
28 июля 2020 года в 15.00 административный истец подал заявление, в котором просил аннулировать все подписные листы с подписями избирателей, собранных в его поддержку, предоставленные 22 июля 2020 года.
28 июля 2020 года в 16.00 согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных Узакбаевым С.А, административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орского городского Совета депутатов.
29 июля 2020 года Узакбаев С.А. повторно сдал подписные листы с подписями избирателей в его поддержку.
31 июля 2020 года решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Орска с полномочиями окружных избирательных комиссий (11-18 округ) N 5/25-4 Узакбаеву С.А. отказано в удовлетворении заявления об аннулировании подписных листов, этим же решением отказано в проверке и рассмотрении подписных листов, сданных им повторно.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебные инстанции исходили из того, что действующее законодательство не предусматривает право лица, подавшего документы в избирательную комиссию для регистрации его кандидатом в депутаты произвести замену первоначально сданных подписных листов на новые подписные листы. В связи с этим суды пришли к выводу о том, что права административного истца не нарушены.
Данный вывод в полной мере согласуется положениями пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 2 статьи 35 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года N 3209/719-IV-ОЗ, в силу которых предусмотрена возможность кандидата вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём в ранее представленные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
Системное толкование приведённых нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также их замены не распространяется на подписные листы, составленные в поддержку выдвижения кандидата. В этой связи суды сделали правильный вывод, что действующее законодательство не предусматривает право кандидата сдавать подписные листы несколько раз. Принятые избирательной комиссией подписные листы обмену, аннулированию или изъятию не подлежат.
Довод кассационной жалобы о том, что закон не запрещает аннулировать ранее представленные подписные листы, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм материального закона. При этом заявление об аннулировании подписных листов избирательной комиссией рассмотрено, по нему вынесено решение об отказе в удовлетворении.
Судом апелляционной инстанции обоснованно дана критическая оценка доводу Узакбаева С.А. о том, что он не был уведомлен телефонограммой о заседании избирательной комиссии, поскольку на заседании комиссии административный истец присутствовал. Вопрос о подложности телефонограммы правового значения в данном конкретном случае не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 4 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 14 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Узакбаева С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.