Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Белова В.И, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 и кассационное представление прокурора Самарской области на решение Самарского районного суда города Самара от 14 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 августа 2020 года по административному делу N 2а-1113/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Карякина Е.А, объяснения заинтересованного лица ФИО2, его представителя Карманова П.А, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кушнирчук А.И, поддержавшей кассационное представление, возражения представителя административного истца ФИО1 по доверенности Шевырина Е.К, представителя Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области по доверенности Комарова А.А. относительно удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самара Самарской области (далее - Территориальная избирательная комиссия, административный ответчик) о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО2".
В обоснование административного иска указано, что решением от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Административному истцу, являющемуся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатного избирательному округу N, стало известно о том, что зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N ФИО2 нарушены положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 142-ГД), а именно: представлены для регистрации по одномандатному избирательному округу N подписные листы, не соответствующие образцу, утвержденному решением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования. В подписных листах в наименовании представительного органа муниципального образования отсутствует указание наименования субъекта Российской Федерации - Самарская область.
Административный истец, полагая, что решением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО2" нарушены его права, просил суд: признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N и отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО2.
Решением Самарского районного суда города Самара от 14 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 августа 2020 года, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В кассационной жалобе и кассационном представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции соответственно 27 августа 2020 года и 2 сентября 2020 года, заинтересованное лицо ФИО2 и прокурор Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
В качестве доводов кассационной жалобы ФИО2, повторяя содержание апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов обеих инстанций о неправомерности оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии, полагая, что указанное в представленных им подписных листах наименование представительного органа муниципального образования полностью соответствует его наименованию, установленному Уставом Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
Аналогичные доводы в обоснование отмены постановленных по делу судебных актов приведены прокурором Самарской области в кассационном представлении.
По доводам кассационной жалобы председателем Территориальной избирательной комиссии Комаровым А.А. поданы письменные возражения против ее удовлетворения.
Судом кассационной инстанции привлечена к участию в деле для дачи заключения Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Представителем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по доверенности Сахаровым С.Ф. представлено заключение, в котором вопрос об удовлетворении кассационной жалобы ФИО2 оставлен на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников, мнение прокурора, огласив возражения на кассационную жалобу представителя административного ответчика, заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N.
ФИО2 в Территориальную избирательную комиссию, наряду с иными документами, предусмотренными статьями 33 и 38 Федерального закона N 67-ФЗ, представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в указанный представительный орган муниципального образования.
Решением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2, выдвинутый избирательным объединением Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирован кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N.
Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что в подписных листах, представленных ФИО2, наименование представительного органа муниципального образования указано: "Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара", что не соответствует утвержденному решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N образцу заполнения подписного листа в данной части, а, следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты ФИО2 формы подписного листа, влекущим в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом подписных листах.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с вышеприведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, находит их основанными на неправильном применении норм материального права, что привело к принятию судами неправильных судебных актов.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон N 67-ФЗ, а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Аналогичные правовые нормы приведены в части 7 статьи 36, пункте 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД.
Требования к форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, установлены пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому названные подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 8 статьи 36 Закона Самарской области N 142-ГД подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом N 67-ФЗ, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Из содержания форм подписных листов, являющихся приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ и приложением 2 Закона Самарской области N 142-ГД следует, что наименование представительного органа муниципального образования указывается в соответствии с Уставом муниципального образования.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах должно точно соответствовать его наименованию, указанному в Уставе муниципального образования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Устава Самарского внутригородского района Самара Самарской области в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования входит представительный орган, именуемый как Совет депутатов Самарского внутригородского округа Самара.
Из содержания подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО2 следует, что указанное в них наименование представительного органа муниципального образования, в депутаты которого он имеет намерение баллотироваться, полностью соответствует наименованию, утвержденному Уставом муниципального образования.
Таким образом, данные подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО2 соответствуют формам подписных листов согласно приложению 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области N 142-ГД.
Следовательно, применение судами в качестве правового основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 положения подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является неправомерным.
Несоответствие названия представительного органа муниципального образования, указанного в подписных листах, его наименованию, приведенному в образце заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, утвержденного решением Территориальной избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ N, не свидетельствует о допущенных ФИО2 нарушениях, исключающих возможность принятия уполномоченным органом решения о регистрации его кандидатом в депутаты.
Положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не содержат обязательных к исполнению кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований требований о соответствии подписных листов образцам заполнения, утверждённым комиссией, организующей выборы, референдум. Напротив, содержание пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ возлагает на комиссию, организующую выборы, обязанность по утверждению образца заполнения подписного листа в соответствии с формой, установленной федеральным законом.
Изложенные обстоятельства судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела во внимание приняты не были, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, были применены неправильно, что привело к ошибочным выводам судов.
Суд кассационной инстанции полагает, что утверждения судов о незаконности оспариваемого административном истцом решения Территориальной избирательной комиссии, основанные на несоответствии представленных ФИО2 подписных листов утвержденному образцу их заполнения, являются необоснованными, так как указание в подписных листах наименовании законодательного (представительного) органа муниципального образования в точном соответствии с Уставом Самарского внутригородского района Самара Самарской области, свидетельствует о соблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции, установив допущенную судами ошибку в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, по делу принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского районного суда города Самара от 14 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 августа 2020 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ N отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.