Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании, с использованием систем видеоконфенц-связи, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N1 по Чувашской Республике на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 4 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года по административному делу N 2а-73/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике о признании отказа в перерасчете земельного налога незаконным и обязании произвести перерасчет земельного налога за прошлый период.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N1 по Чувашской Республике ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 4 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года, признан незаконны отказ, выраженный в письме от 16 августа 2019 года N МИФНС N1 по Чувашской Республики, в перерасчете ФИО1 земельного налога за период 2014 - 2015 годы по объекту недвижимости - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на пpaве собственности ФИО1, исходя из кадастровой стоимости в размере 3371261 руб. 78 коп.
МИФНС N1 по Чувашской Республики обязана произвести перерасчет земельного налога за 2014 - 2015 годы по объекту недвижимости - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве собственности ФИО1, исходя из кадастровой стоимости в размере 3371261 руб.78 коп.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 13 августа 2020 года, представитель МИФНС N1 по Чувашской Республики просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела были допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относит земельный налог.
Судами установлено, что ФИО1 является налогоплательщиком по налогу на земельный участок (7/100 доли в праве) общей площадью 4154 кв.м, с кадастровым номером N (категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для обслуживания нежилых зданий), расположенного по адресу: Чувашская Республика, "адрес".
Межрайонной ИФНС N по Чувашской Республике административному истцу исчислен земельный налог на указанный земельный участок за 2014 - 2017 годы исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 8 880 628, 90 руб, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N 396.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2018 года N 537 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N 396" 5 февраля 2019 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 371 261, 78 руб. взамен ранее утвержденной стоимости в размере 8 880 628, 90 руб. Указано, что уменьшение кадастровой стоимости произошло в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Основываясь на сведениях об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка, ФИО1 письмами от 23 апреля 2019 года, от 18 июня 2019 года, от 13 августа 2019 года обращалась в Межрайонную ИФНС N по Чувашской Республике по вопросу перерасчета земельного налога за налоговые периоды 2014 - 2017 годы с учётом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, установленной в размере 3 371 261, 78 руб.
Налоговым органом проведен перерасчет земельного налога, подлежащего уплате ФИО1 за налоговые периоды 2016 - 2017 годы, исходя из измененной кадастровой стоимости земельного участка. В перерасчете земельного налога за налоговые периоды 2014 - 2015 годы налогоплательщику отказано.
Удовлетворяя административное исковое заявление ФИО1, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что действия налогового органа по отказу административному истцу в проведении перерасчета земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 - 2015 годы не соответствуют требованиям налогового законодательства, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом.
В силу положений пункта 15 статьи 378.2 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Между тем, применяя названные выше положения закона, судебными инстанциями не учтено, что согласно налоговому уведомлению N от 7 мая 2015 года ФИО1 начислен земельный налог в отношении указанного земельного участка за 2014 год в размере 9325 руб. исходя из принадлежащей ей доли исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 8 880 628, 90 руб. по сведениям, представленным органом Росреестра, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Данная сумма налога взыскана с ФИО1 решением Алатырского районного гуда Чувашской Республики от 27 мая 2016 года по административному делу N2а- 546/2016. И оплачена: 4661, 81 руб. в 2016 году; 3539, 82 руб. в 2017 году; 1123, 37 руб. в 2018 году.
Налоговым уведомлением N от 6 августа 2016 года ФИО1 начислен земельный налог за 2015 год в размере 9325 руб, также исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 8 880 628, 90 руб. Налог оплачен в 2018 году.
Статьей 52Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога.
До 1 января 2019 года НалоговымкодексомРоссийской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п, происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде. При этом перерасчеты могли проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону; не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды.
Федеральнымзакономот 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ)статья 52Налогового кодекса Российской Федерации дополненапунктом 2.1следующего содержания:
"Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных впункте 3 статьи 14ипунктах 1и2 статьи 15данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено даннымпунктом.
Перерасчет, предусмотренныйабзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных впунктах 1и2 статьи 15данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов".
Названным федеральнымзакономс 1 января 2019 года изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Так, для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода; исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета; применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласнопунктам 2и6 статьи 3Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов. При этом Федеральнымзакономот 3 августа 2018 года N 334-ФЗ не предусмотрено, что положениястатьи 1, дополняющейстатью 52Налогового кодекса Российской Федерациипунктом 2.1, имеют обратную силу.
В данном конкретном случае оспаривается отказ налогового органа в перерасчёте земельного налога за налоговые периоды, находящиеся за пределами трёх налоговых периодов, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Вопрос о возврате, зачёте излишне уплаченного налога не ставился.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтены приведенные выше обстоятельства.
При таких данных оснований для перерасчета ФИО1 сумм ранее исчисленных налогов, исходя из кадастровой стоимости в размере 3 371 261, 78 руб. земельного участка с кадастровым номером 21:03:010503:24, определенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2018 года N 537 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N 396", за 2014 - 2015 года не имелось.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку нарушение судебными инстанциями норм материального права является существенным, обжалуемые судебные акты являются незаконными и подлежащими отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 4 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года отменить.
Вынести новое решение: "Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике в перерасчете земельного налога за период 2014 - 2015 годы, изложенного в письме от 16 августа 2019 года N, по объекту недвижимости - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве собственности ФИО1, исходя из кадастровой стоимости 3 371 261 рубль 78 копеек".
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в
порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.