Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 и ТСЖ "Космос" на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2020 года по административному делу N 2а-7665/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 и ТСЖ "Космос" о признании незаконным постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ТСЖ "Космос" о признании незаконным постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 25 августа 2020 года, административные истцы просят отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции материалам дела. Также указывают на то, что ранее земельный участок использовался жильцами многоквартирного дома для парковки автотранспорта. В настоящее время количество паркуемых автомобилей значительно снизилось, что нарушает установленные нормативы. На земельном участке расположены коммуникации многоквартирного дома. ТСЖ инициирована процедура оформления прав на земельный участок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не были допущены.
Согласно положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктами 21 и 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:
1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;
5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
В силу положений пунктов 9 и 12 статьи 43 названного кодекса при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Судами установлено, что постановлением Мэра города Казани от 21 ноября 2018 года N 207, вынесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 6 июня 2018 года N7-27, на основании заявления ООО "Документ-Центр" назначено проведение общественных обсуждений по проекту постановления Исполнительного комитета города Казани "Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов" в период с 20 декабря 2018 года по 31 января 2019 года. На обсуждение представлен проект постановления межевания территории по улице Космонавтов, предусматривающий образование земельных участков площадью 2155 кв. м. и площадью 3 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности ООО "Документ-Центр".
29 декабря 2018 года ТСЖ "Космос" подало заявление в адрес руководителя Исполнительного комитета МО города Казани с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 4410 кв. м. и земельного участка N площадью 173 кв. м, а также возражения против утверждения проекта межевания территории по улице Космонавтов по заявлению ООО "Документ-Центр".
По существу поданных возражений указано, что земельный участок площадью 173 кв. м. используется жильцами многоквартирного жилого дома под парковку автомобилей с 2005 года. Уборка данного участка осуществлялась силами ТСЖ с 2005 года. Жильцы очень нуждаются в данном земельном участке, в данный момент он захламлен, а среди жильцов очень много семей с маленькими детьми. В настоящее время поданы документы на оформление спорного земельного участка. Передача спорного земельного участка существенно улучшит ситуацию по созданию благоприятных условий для жильцов дома. На спорном участке расположены коммуникации жилого дома.
Заключением о результатах общественных обсуждений от 24 января 2019 года с рекомендациями организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложении и замечаний, установлено, что нецелесообразно учитывать предложения и замечания собственников многоквартирного дома и ТСЖ "Космос", данных ими в ходе общественных обсуждений, в связи с тем, что использование земельного участка с кадастровым номером N без предусмотренных на то правоустанавливающих документов не является правовым основанием для внесения изменений в данный проект межевания территории. Кроме того, ООО "Документ-Центр" обратилось в установленном законе порядке с заявлением от 21 февраля 2018 года N о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами N, N и по данному обращению проведена процедура установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации. На дату обращения ООО "Документ-Центр" заявления от собственников помещений "адрес" по ул. Космонавтов о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N не поступало.
Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 19 марта 2019 года N 881 утвержден проект межевания территории по улице Космонавтов города Казани, предусматривающий образование земельных участков площадью 2155 кв. м. и площадью 3 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в частной собственности ООО "Документ-Центр".
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции исходили из того, что права на земельный участок с кадастровым номером N за ТСЖ "Космос" не зарегистрированы. Часть запрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N расположено в границах земельного участка, образуемого для ООО "Документ-Центр" под административным зданием, путем перераспределения земельного участка. В связи с этим в образовании земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" путем перераспределения не представляется возможным.
С учетом названных обстоятельств суды пришли к выводу, что оспариваемое постановление от 19 марта 2019 года N 881 "Об утверждении проекта межевания территории по улице Космонавтов" является законным и обоснованным.
С учётом названных выше законоположений оснований не согласиться с данным выводом оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы о фактическом использовании спорного земельного участка как основании для перераспределения земельного участка в пользу ТСЖ "Космос" несостоятельны, поскольку такое использование осуществлялось без законных на то оснований. Преимуществ на перераспределение законом для ТСЖ не предусмотрено. Наличие коммуникаций многоквартирного должно учитывать при формировании земельного участка для эксплуатации такого многоквартирного дома.
Ссылка в кассационной жалобе на 5.2.5 решения Казанской городской Думы от 14 декабря 2016 года N 8-12 "О местных нормативах градостроительного проектирования городского округа Казань", которым на территориях отдельных жилых зданий количество машино-мест для легковых автомобилей населения следует определять исходя из нормы: 1 машино-место на 53 кв. м, несостоятельна, поскольку данным нормативным правовым актом расчётное количество машино-мест постоянного хранения автотранспорта может быть сокращено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 и ТСЖ "Космос" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.