Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Ульяновска по доверенности ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 28 июля 2020 года по административному делу N 2а-758/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Ульяновска к администрации г. Ульяновска, Министерству образования и науки Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.
Заслушав доклад судьи Белова В.И, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя администрации г. Ульяновска по доверенности ФИО1, объяснения представителей по доверенностям Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области - ФИО2, Правительства Ульяновской области - ФИО3, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, мнение прокурора ФИО4, также возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска, Министерству образования и науки Ульяновской области (после переименования с 1 августа 2020 года Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в 2019 году проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно: в 15 муниципальных общеобразовательных организациях Ленинского района г. Ульяновска дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием. Также не предусмотрена компенсация за питание для обучающихся на дому.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 28 июля 2020 года, заявленные требования удовлетворены частично.
На администрацию г. Ульяновска возложена обязанность обеспечить горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому. В удовлетворении требований к Министерству образования и науки Ульяновской области отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация г. Ульяновска в лице представителя по доверенности ФИО1 13 августа 2020 года через суд первой инстанции обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 2 сентября 2020 года, в которой просит их отменить.
Давая собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, податель жалобы ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и оставлением без внимания доказательств, имеющих значение.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление образования администрации г. Ульяновска, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска в 2019 году проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в ходе которой, выявлены нарушения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно установлено, что в 15 муниципальных общеобразовательных организациях района дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием, а также не предусмотрена компенсация за питание для обучающихся на дому.
Реализуя свои полномочия, предоставленные частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что возложение обязанности по обеспечению питанием обучающихся ставится в зависимость от того, за счет бюджетных ассигнований какого из бюджетов - субъекта Российской Федерации или муниципального образования - осуществляется финансирование организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда соглашается с указанными выводами поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на нормах действующего законодательства - Конституции Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" о том, что государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка; статей 5, 6, 7, 9, 28, 41, 37, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), закрепляющих, что реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Таким образом, учитывая, что порядок обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Ульяновска, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования, не установлен, приняв во внимание тот факт, что в 15 муниципальных общеобразовательных организациях г. Ульяновска дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием, не предусмотрена компенсация за питание для обучающихся на дому, выводы судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований являются обоснованными.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона об образовании и к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).
В части 1 статьи 41 Федерального закона об образовании установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона об образовании.
Поскольку положениями статьи 37 данного закона полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, суды пришли к правильному выводу, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Необходимо констатировать, что по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к администрации г. Ульяновска, судебными инстанциями не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным и обоснованным, приходя к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, их позиция не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы с иным толкованием положений приведенного выше законодательства не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 28 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Ульяновска по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 6 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.