Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года по административному делу N 2а-393/2020 по административному исковому заявлению Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий, связанных с установлением срока и условий отселения из аварийного дома.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия
установила:
Бирский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании незаконными установления срока отселения физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", до 31 декабря 2027 года, и установления условия отселения - включения дома в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Просил обязать администрацию установить срок отселения до 31 декабря 2022 года, исключить условие о включении в адресную программу.
В обоснование требований указал, что эксплуатация многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, создает реальную угрозу для жизни и здоровья жильцов дома, иных лиц, в связи с чем указанный в распоряжении срок отселения не может быть признан разумным.
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 24 августа 2020 года, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 2 сентября 2020 года, администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, считая срок расселения указанного дома до 31 декабря 2027 года разумным, так как расходы на расселение и снос дома должны быть запланированы в бюджете города Бирска, а в настоящее время дом находится на балансе организации, отвечающей за его содержание и эксплуатацию с еженедельным мониторингом технического состоянии дома. Приводит также довод о том, что прокурор обратился в суд с пропуском установленного статьей 219 КАС РФ срока.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунов В.Ю. просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 21 мая 2019 года N многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения физических лиц из многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2027 года при условии включения в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствовался конституционными положениями о праве граждан на жилище и обоснованно исходил из того, что срок отселения жителей дома до 30 декабря 2027 года нельзя признать разумным, учитывая степень аварийности дома, в частности, что состояние пола, перекрытий, крыши дома признаны недопустимыми, проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья людей, и пришел к выводу о необходимости сокращения срока отселения жителей жилого дома до 31 декабря 2022 года, в связи с чем признал и незаконным условие отселения жильцов в зависимости от включения дома в адресную программу.
Исходя из норм статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства по делу.
Выводы, изложенные в обжалованных судебных постановлениях, касающиеся неправомерности действий администрации в указанной части, мотивированы, не противоречат материалам дела и не могут быть признаны судом кассационной инстанции необоснованными.
С доводом кассационной жалобы о пропуске по делу срока обращения в суд судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 20 декабря 2016 года N 2599-О, от 28 февраля 2017 года N 360-О, от 27 сентября 2018 года N 2494-О и в других, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Учитывая существо вопроса, о котором заявляется прокурором, - о разумности указанного в распоряжении от 21 мая 2019 года срока отселения жильцов из аварийного дома ввиду возрастающей со временем угрозы жизни и здоровью жильцов и иных лиц, обусловленной техническим состоянием дома, подача прокурором 21 февраля 2020 года административного иска не может расцениваться как пропуск срока обращения в суд. В данном случае отсутствует определенность относительно дня, когда заинтересованным лицам стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При изложенных данных доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для ее удовлетворения и не могут повлечь отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.