Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Л.Д.А, кассационное представление прокуратуры Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 14 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 августа 2020 года по административному делу N 2а-1112/2020 по административному исковому заявлению А.Н.Б. к территориальной избирательной комиссии Самарского района Самарской области об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Л.Д.А.".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалобы и представления, объяснения в их поддержку Л.А.С, мнение прокурора Г.Е.С, полагавшей судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Д.А, выдвинутый избирательным объединением Самарского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", был зарегистрирован по одномандатному избирательному округу N кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
А.Н.Б. (далее - административный истец), являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеназванного решения территориальной избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Л.Д.А, наименование представительного органа указано: "Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара", что не соответствует утвержденному решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N образцу заполнения подписного листа в данной части, а следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). Следовательно, как утверждал административный истец, кандидатом в депутаты Л.Д.А. и территориальной избирательной комиссией были грубо нарушены требования избирательного законодательства, в связи с чем, решение о регистрации данного кандидата в депутаты подлежит отмене.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 14 августа 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 28 августа 2020 года без изменения, административное исковое заявление А.Н.Б. было удовлетворено, решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Л.Д.А." признано незаконным и отменено.
В кассационных жалобе и представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 1 сентября 2020 года и 4 сентября 2020 года, соответственно, заинтересованное лицо - Л.Д.А. и прокуратура Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя содержание апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов обеих инстанций о допущенных кандидатом в депутаты Л.Д.А. и территориальной избирательной комиссией положений избирательного законодательства при оформлении и заполнении подписных листов избирателей и регистрации кандидата в депутаты Л.Д.А.
Автор кассационной жалобы полагает, что указанное в представленных им подписных листах наименование выборного органа местного самоуправления полностью соответствует его наименованию, установленному Законом Самарской области от 30 марта 2015 года N 23 - ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области", а также уставу Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
Аналогичные доводы в обоснование необходимости отмены постановленных по делу судебных актов приведены прокуратурой Самарской области в кассационном представлении.
По доводам кассационной жалобы председателем территориальной избирательной комиссии поданы письменные возражения против ее удовлетворения.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Д.А, выдвинутый избирательным объединением Самарского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", был зарегистрирован по одномандатному избирательному округу N кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
Разрешая административный спор, принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Л.Д.А. было принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку все подписи избирателей в поддержку названного кандидата в депутаты в подписных листах подлежали признанию недействительными по причине не соответствия подписных листов форме подписного листа, установленного приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ.
Судебная коллегия с выводами судов обеих инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона.
Аналогичные правовые нормы приведены в части 7 статьи 36, пункте 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД).
Требования к форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, установлены пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому названные подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 8 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Из содержания форм подписных листов, являющихся приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД следует, что наименование представительного органа муниципального образования указывается в соответствии с уставом муниципального образования.
Из системного толкования приведенных выше требований федерального и регионального законов следует, что наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах должно соответствовать его наименованию, указанному в уставе муниципального образования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 устава Самарского внутригородского района Самара Самарской области в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования входит представительный орган, именуемый как Совет депутатов Самарского внутригородского округа Самара.
Из содержания подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты Л.Д.А. следует, что указанное в них наименование представительного органа муниципального образования, в депутаты которого имеет намерение баллотироваться Л.Д.А, полностью соответствует наименованию, утвержденному уставом муниципального образования.
Таким образом, данные подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты Л.Д.С. соответствуют формам подписных листов согласно приложению 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД.
В этой связи у территориальной избирательной комиссии правовых условий для признания подписных листов, представленных Л.Д.С. при регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и дальнейшего отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, не имелось.
Несоответствие названия представительного органа муниципального образования, указанного в подписных листах, его наименованию, приведенному в образце заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, утвержденного решением территориальной избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ N, не свидетельствует о допущенных Л.Д.А. нарушениях, исключающих возможность принятия уполномоченным органом решения о регистрации его кандидатом в депутаты.
Положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не содержат обязательных к исполнению кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований требований о соответствии подписных листов образцам заполнения, утверждённым комиссией, организующей выборы, референдум. Напротив, содержание пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ возлагает на комиссию, организующую выборы, обязанность по утверждению образца заполнения подписного листа в соответствии с формой, установленной федеральным законом, что применительно к настоящему административному делу свидетельствует о несоблюдении территориальной избирательной комиссией данных требований закона.
Изложенные обстоятельства судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела в должной мере во внимание приняты не были, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, были применены неправильно, что привело к ошибочным выводам.
Суд кассационной инстанции полагает, что утверждения судов о незаконности оспариваемого административным истцом решения территориальной комиссии, основанные на несоответствии представленных Л.Д.А. подписных листов утвержденному образцу их заполнения, являются необоснованными, так как указание в подписных листах наименовании законодательного (представительного) органа муниципального образования в точном соответствии с уставом Самарского внутригородского района Самара Самарской области, свидетельствует о соблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Следовательно, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Л.Д.А, поскольку каких-либо нарушений избирательного права при осуществлении названных действий, в частности, заполнения и оформления подписных листов Л.Д.А. и их правовой оценки административным ответчиком, допущено не было.
При этом административным истцом, вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено доказательств несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и влекущие нарушение его прав, свобод и законных интересов либо возникновения реальной угрозы их нарушения. Данные обстоятельства исключали возможность принятия судом первой инстанции решения об удовлетворении административного искового заявления А.Н.Б.
При таких обстоятельствах, постановленные по административному делу судебные акты судов обеих инстанций, как не отвечающие требованиям законности и обоснованности, подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления А.Н.Б.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского районного суда г. Самары от 14 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 21 августа 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административное искового заявления А.Н.Б. к территориальной избирательной комиссии Самарского района Самарской области об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Л.Д.А." отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.