Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Белов В.И., рассмотрев кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Спутник" на определение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июля 2020 года об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы по административному делу N 2а-1423/2020 по административному исковому заявлению ГСК "Спутник" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан об оспаривании решения, установил:
решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 10 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления гаражно-строительного кооператива "Спутник" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан о признании решения налогового органа незаконным отказано.
25 мая 2020 года ГСК "Спутник" обратился в суд с апелляционной жалобой, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы.
Определением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июля 2020 года, в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы отказано.
В кассационной жалобе, поданной и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 18 августа и 3 сентября 2020 года, соответственно, административный истец просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение, ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, указывая на то, что срок подачи был им пропущен по уважительной причине, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также лечением после получения травмы.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Такие существенные нарушения норм процессуального права были допущены судебными инстанциями.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Частью 1 статьи 182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплена обязанность суда не позднее, чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме вручить под расписку или направить почтой копии решения лицам, участвующим в деле, их представителям.
В силу части 1 статьи 298 того же кодекса апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены данным Кодексом.
Срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по уважительным причинам лицом, обратившимся с такой жалобой, в том числе, в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом первой инстанции (часть 2 статьи 302).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10 марта 2020 года представитель ГСК "Спутник" присутствовал при оглашении резолютивной части решения.
Мотивированное решение в соответствии с нормами действующего законодательства изготовлено 24 марта 2020 года, в силу чего последним днем на обжалование решения Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 10 марта 2020 года является 27 апреля 2020 года. Копия обжалуемого решения была направлена в адрес ГСК "Спутник" и получена его представителем 7 апреля 2020 года, а апелляционная жалоба на данное решение согласно отметке отделения связи на конверте была подана только 22 мая 2020 года, то есть по истечению установленного законом срока обжалования.
В обосновании уважительности пропущенного срока на апелляционное обжалование административный истец сослался на введении особого положения в связи с пандемией COVID-19 и нахождение представителя ФИО1 в лечебном учреждении.
Отказывая в восстановлении пропущенного срока суды указали, что причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы, объективно препятствующие своевременному обращению с апелляционной жалобой, не приведены. ГСК "Спутник", являясь административным истцом и подателем жалобы, мог и должен был принять все возможные меры для соблюдения установленного законом срока для подачи апелляционной жалобы, вместе с тем не проявил разумной осмотрительности и внимательности для предвидения наступления возможных негативных последствий своего бездействия по реализации права на апелляционное обжалование принятого судебного акта надлежащим образом.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 821 в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 8 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года (включительно) судам рекомендовано рассматривать категории дел безотлагательного характера, дела в порядке приказного и упрощённого производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названных Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (в редакции от 26 июля 2019 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации с 4 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни.
Одновременно подпунктами "а" и "в" пункта 2 названного Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, и в частности, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239, с 1 по 11 мая 2020 года включительно.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 821 (с изменениями от 29 апреля 2020 года) в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судам рекомендовано в период с 8 апреля 2020 года по 11 мая 2020 года (включительно) рассматривать дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения; о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста; об обеспечении иска и другие), дела в порядке приказного и упрощённого производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
Выполнение гражданами установленных в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и изданными в его исполнение подзаконными нормативными актами обязанностей и соблюдение правил поведения при введении режима повышенной готовности по своей правовой природе тождественно исполнению иных государственных обязанностей, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, принимая во внимание, что в приведенный выше период времени в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) доступ граждан в суды был ограничен и отделения почтовой связи были недоступны для посещения граждан, оснований для отказа в удовлетворении заявления о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы в рассматриваемом случае не имелось в силу объективных причин.
С учетом положений части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации о гарантиях судебной защиты прав и свобод в Российской Федерации, а также конкретных обстоятельств дела, судья кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены состоявшихся судебных актов, вынесенных без учета факторов чрезвычайной ситуации, с принятиям нового решения о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10 марта 2020 года.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 21 июля 2020 года отменить и принять по делу новое определение.
Восстановить гаражно-строительному кооперативу "Спутник" срок подачи апелляционной жалобы на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 10 марта 2020 года по административному делу N 2а-1423/2020 по административному исковому заявлению ГСК "Спутник" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан об оспаривании решения.
Материалы дела направить в суд первой инстанции для выполнения требований части 1 статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья В.И. Белов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.