Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Н.В. Волынчук и А.А. Юдкина, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Корабельникова А.Н. и представление прокурора Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года по административному делу N 2а-3814/2020 по административному исковому заявлению Корабельникова А.Н. к территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области об оспаривании решения N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллина, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалобы и представления, объяснения в их поддержку Корабельникова А.Н, мнение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Корабельников А.Н. (далее - административный истец) обратился в территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 21 (далее - территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Самары, административный ответчик) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 21, представив необходимые документы и сведения для регистрации, в том числе 25 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения кандидатом.
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самары от ДД.ММ.ГГГГ N Корабельникову А.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области в связи с признанием подписей, содержащихся в представленных им подписных листах, недействительными.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Корабельников А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеназванного решения территориальной избирательной комиссии, и возложении на административного ответчика обязанности по регистрации его в качестве кандидата в депутаты, ссылался на нарушение его прав и отсутствие законных оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, поскольку все необходимые документы и сведения были представлены своевременно и в полном объеме.
Административный истец полагает, что подписные листы избирателей в его поддержку оформлены и изготовлены по форме согласно приложениям к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Закону Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 142-ГД).
Решением Октябрьского районного суда города Самары от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Корабельникову А.Н. отказано.
В кассационной жалобе и кассационном представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, административный истец, прокурор Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов обеих инстанций о правомерности оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, полагая, что указанное в представленных им подписных листах наименование представительного органа муниципального образования полностью соответствует его наименованию, установленному Федеральному закону N 67-ФЗ, а также Уставу данного муниципального образования.
Аналогичные доводы в обоснование необходимости отмены постановленных по делу судебных актов приведены прокурором Самарской области в кассационном представлении.
По доводам кассационной жалобы председателем территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области поданы письменные возражения против ее удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении кассационных жалобы и представления в отсутствие административного ответчика.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие иных неявившихся участников дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, выслушав объяснения административного истца, мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Корабельников А.Н. выдвинут в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 21.
Документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области представлены в территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 21 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Корабельниковым А.Н. в Комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидатом в депутаты.
Решением территориальной избирательной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по причине признания всех подписей избирателей в его поддержку в подписных листах недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в подписных листах, представленных административным истцом, наименование представительного органа указано: "Совет депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара", что не соответствует утвержденному решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самары Самарской области от 2 июня 2020 года N 20/18 образцу заполнения подписного листа в данной части, а следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ. В соответствии с вышеназванным решением территориальной избирательной комиссии в заголовке образца подписного листа после слов "подписной лист" указано "выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области".
Судебная коллегия с выводами судов обеих инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что привело к принятию неправильных судебных актов.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона.
Аналогичные правовые нормы приведены в части 7 статьи 36, пункте 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД.
Требования к форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, установлены пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому названные подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 8 статьи 36 Закона Самарской области N 142-ГД подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом N 67-ФЗ, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Из содержания форм подписных листов, являющихся приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ и приложением 2 Закона Самарской области N 142-ГД следует, что наименование представительного органа муниципального образования указывается в соответствии с Уставом муниципального образования.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах должно точно соответствовать его наименованию, указанному в Уставе муниципального образования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 устава Октябрьского внутригородского района Самара Самарской области в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования входит представительный орган, именуемый как Совет депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара.
Из содержания подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты Корабельникова А.Н. следует, что указанное в них наименование представительного органа муниципального образования, в депутаты которого имеет намерение баллотироваться административный истец, полностью соответствует наименованию, утвержденному уставом муниципального образования.
Таким образом, данные подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты Корабельникова А.Н. соответствуют формам подписных листов согласно приложению 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области N 142-ГД.
Следовательно, применение территориальной избирательной комиссией в качестве правового основания для признания подписных листов, представленных Корабельниковым А.Н. для регистрации в качестве кандидата в депутаты, подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является неправомерным.
Несоответствие названия представительного органа муниципального образования, указанного в подписных листах, его наименованию, приведенному в образце заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, не свидетельствует о допущенных административным истцом нарушениях, исключающих возможность принятия уполномоченным органом решения о регистрации его кандидатом в депутаты.
Положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не содержат обязательных к исполнению кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований требований о соответствии подписных листов образцам заполнения, утвержденным комиссией, организующей выборы, референдум. Напротив, содержание пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ возлагает на комиссию, организующую выборы, обязанность по утверждению образца заполнения подписного листа в соответствии с формой, установленной федеральным законом.
Изложенные обстоятельства судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела во внимание приняты не были, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, были применены неправильно, что привело к ошибочным выводам.
Суд кассационной инстанции полагает, что утверждения судов о законности оспариваемого административным истцом решения территориальной комиссии, основанные на несоответствии представленных Корабельниковым А.Н. подписных листов утвержденному образцу их заполнения, являются необоснованными, так как указание в подписных листах наименования законодательного (представительного) органа муниципального образования в точном соответствии с Уставом Октябрьского внутригородского района Самара Самарской области, свидетельствует о соблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
При таких обстоятельствах постановленные по административному делу судебные акты судов обеих инстанций, как не отвечающие требованиям законности и обоснованности, подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления Корабельникова А.Н.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 6 пункта 41 постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Руководствуясь приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, учитывая отсутствие иных оснований для отказа в регистрации Корабельникова А.Н. кандидатом в депутаты, судебная коллегия, принимая новое решение об отмене оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Корабельникова А.Н, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 21.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года отменить, принять по административному делу N 2а-3814/2020 новое решение:
Административное исковое заявление Корабельникова А.Н. к территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Корабельникова А.Н..
Обязать Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области незамедлительно зарегистрировать Корабельникова А.Н, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 21.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.