Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Волынчук Н.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рубина Антона Борисовича и кассационное представление прокурора Самарской области на решение Ленинского районного суда города Самары от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года по административному делу N 2а-2918/2020 по административному исковому заявлению Рубина Антона Борисовича к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самары Самарской области о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, объяснения Рубина А.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Мигунова В.Ю, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 23 июня 2020 года N 265 назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самары Самарской области (далее ТИК Ленинского района) от 27 июня 2020 года N 241/2 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самары Самарской области второго созыва (далее - Совет депутатов) возложены на ТИК Ленинского района.
Решением ТИК Ленинского района N 293 от 10 августа 2020 года Рубину А.Б, выдвинутому Самарским региональным отделением Политическая партия "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу N 9 в связи с предоставлением недостаточного количества достоверных подписей, а именно, подписи признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ) в связи с представлением для регистрации подписных листов, не соответствующих утвержденному решением ТИК Ленинского района города от 27 июня 2020 года N 241/15 образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования, отсутствия в данных подписных листов указания наименования субъекта Российской Федерации - "Самарская область".
Рубин А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к ТИК Ленинского района об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты и возложении обязанности вынести решение о регистрации кандидата в депутаты.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 21 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года, административное исковое заявление Рубина А.Б. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, административный истец в кассационной жалобе и прокурор Самарской области в кассационном представлении ставят вопрос об их отмене, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела были допущены.
В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" даны следующие понятия: муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
Согласно подпунктам "в.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" решением ТИК Ленинского района от 27 июня 2020 года N 241/11 количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 9, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, то есть 13 подписей. Максимальное количество подписей избирателей, которое может быть представлено в комиссию для регистрации, составляет 17 подписей.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебными инстанциями принято во внимание, что решением ТИК Ленинского района от 27 июня 2020 года N 241/15 утверждён образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов. В заголовке подписного листа после слов "подписной лист" указано "выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области". В представленных административным истцом подписных листах после слов "подписной лист" указано "выборы Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара", то есть в наименовании представительного органа отсутствуют слова "Самарской области". С учётом этого суды согласились с тем, что представленные административным истцом подписные листы оформлены с нарушением образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов, соответственно подписи избирателей являются недействительными.
Поскольку, административным истцом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей в его поддержку, суды сочли решение административного ответчика об отказе в регистрации административного истца законным.
С данным выводом согласиться нельзя.
В силу положений пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к указанному федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего федерального закона.
Приложение 8 к Федеральному закону содержит требования к подписному листу. В частности, в подписном листе должно содержаться наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, системное толкование приведённых законоположений позволяет сделать вывод, что утверждённый избирательной комиссией образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, должно соответствовать по форме приложению 8 к Федеральному закону и наименованию представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Несоответствие представленного в избирательную комиссию подписного листа приложению 8 к Федеральному закону является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в подписном листе.
В подпункте 1 подпункта 1 статьи 20 Устава Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, принятого решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 27 октября 2015 года N 17, зарегистрированного в Управлении Минюста Российской Федерации по Самарской области 5 ноября 2015 года за N RU633015052015001, представительный орган муниципального образования поименован - Совет депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара (сокращенное наименование Совет депутатов Ленинского внутригородского района). То есть, без слов "Самарской области".
Ссылки на то, что в наименовании муниципального образования имеются слова "Самарской области" несостоятельны, поскольку в данном конкретном случае имеет значение не наименование муниципального образования, а наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, которое, как указано выше, не содержит слов "Самарской области".
К тому же, в подпункте "д" пункта 1 статьи 6 Устава городского округа Самары Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10 июля 2006 года N 294, зарегистрированного в Главном управлении Минюста Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 18 июля 2006 года за N RU633010002006001, указано, что в соответствии с Законом Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" местное самоуправление в городском округе Самара осуществляется также на территориях внутригородских районов городского округа Самара, в том числе, на территории Ленинского внутригородского района городского округа Самара. Слов "Самарской области" не имеется.
В силу пункта 1 статьи 2 Устава Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, Ленинский внутригородской район образован в составе городского округа Самара Самарской области в соответствии с Законом Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" и наделен статусом внутригородского района городского округа Самара, в котором органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области.
Решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 21 сентября 2015 года N 5 утверждено Положение "О Совете депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара". В пункте 1.1 указано, что Совет депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара (далее - Совет) является постоянно действующим выборным представительным органом местного самоуправления Ленинского внутригородского района городского округа Самара.
Приведённые нормативные правовые акты не содержат в наименовании представительного органа слов "Самарской области".
Довод о том, что решение ТИК Ленинского района от 27 июня 2020 года N 241/15, которым утверждён образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов, не признано незаконным, несостоятелен.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума N 5 от 31 марта 2011 года, если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).
Таким образом, недействительными подписи избирателей в поддержку кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, не могли быть признаны. Представленные Рубиным А.Б. подписные листы оформлены по форме, соответствующей приложению 8 к Федеральному закону. Соответственно, решение ТИК Ленинского района от 10 августа 2020 года N 293 является незаконным.
Иных оснований для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты в Совет депутатов не приведено. В этой связи, восстанавливая нарушенное право Рубина А.Б, на административного ответчика должна быть возложена обязанность по незамедлительной регистрации последнего в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Рубина Антона Борисовича и кассационное представление прокурора Самарской области удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда города Самары от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года отменить.
Постановить по административному делу новое решение:
"Административное исковое заявление Рубина Антона Борисовича к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самары Самарской области о защите избирательных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самары Самарской области от 10 августа 2020 года N 293 об отказе Рубину Антону Борисовичу, выдвинутому Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по избирательному округу N 9.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Ленинского района городского округа Самары Самарской области незамедлительно зарегистрировать Рубина Антона Борисовича, выдвинутого Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самары Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Ленинского района городского округа Самары Самарской области сообщить об исполнении решения в суд и Рубину Антону Борисовичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.