Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Белова В.И. и Загороднова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 августа 2020 года по административному делу N 2а-3540/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления Ульяновской Городской Думы от 28 июля 2020 года N 112/523-4 и отмене регистрации Глибина А.С. в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 35.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Белова В.И, объяснения представителя административного ответчика ФИО1 и Ульяновского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по доверенностям ФИО4, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Ульяновской городской избирательной комиссии ФИО5, оставившего вопрос об удовлетворении кассационной жалобы на усмотрение суда, возражения представителя административного истца ФИО2 по доверенности ФИО6, мнение прокурора ФИО7, полагавшего необходимым оставить обжалуемое апелляционное постановление без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Ульяновской Городской Думы от 23 июня 2020 года N 71 "О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва" на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.
Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 28 июля 2020 года N 112/523-4 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 35 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - КПРФ).
ФИО2, зарегистрированный кандидат в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному округу N 35 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 28 июля 2020 года N 112/523-4, поскольку оно принято с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": ФИО1 не представлены документы, подтверждающие его статус в политической партии и свидетельствующие о принятии партией решения о выдвижении его кандидатом в депутаты, а также недостоверно указан род деятельности и за пределами срока представлена справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счёте кандидата.
Толкачёв К.С, также зарегистрированный в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному округу N 35, обратился в суд с административным исковым заявлением к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 28 июля 2020 года N 112/523-4 и отмене регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты, указывая на не предоставление ФИО1 надлежащих документов, свидетельствующих о принятии партией решения о выдвижении его кандидатом в депутаты и подтверждающих заявленный род деятельности.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 августа 2020 года административные исковые требования ФИО2 и Толкачёва К.С. удовлетворены.
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда апелляционным определением от 27 августа 2020 года отменила данное решение в связи с нарушением норм процессуального права (неполнотой выводов в резолютивной части) и приняла по делу новое решение, которым удовлетворила административные исковые требования ФИО2 и ФИО3, признав незаконным и отменив постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от 28 июля 2020 года N 112/523-4 "О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 35".
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 2 сентября 2020 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения по делу и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы ФИО1, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года N 109-ЗО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" и постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", указывает, что законодательство не содержит обязательного требования к названию документа, которым принято решение о выдвижении от партии кандидатов в депутаты. В представленной в избирательную комиссию выписке содержится основное - волеизъявления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на выдвижение ФИО1 кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы.
По мнению подателя кассационной жалобы, судебными инстанциями необоснованно не применены положения абзаца 2 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также не учтено, что избирательной комиссией не были выявлены в предусмотренный законом срок недостатки в представленных кандидатом документах и кандидат не извещался о наличии таковых. ФИО1 полагает, что у Ульяновской городской избирательной комиссии имелись все необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты, иное административным истцом не доказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.
Изучив материалы дела, выслушав прибывших в суд участников процесса и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Несмотря на то, что податель в кассационной жалобе выражает несогласие с судебными актами судов как первой, так и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции в силу части 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обжаловании в суд кассационной инстанции лишь вступивших в законную силу судебных актов исходит из того, что решение суда первой инстанции отменено, и рассматривает жалобу лишь в пределах доводов относительно судебного акта суда апелляционной инстанции.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемом акте.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьи 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений пункта 2 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав устанавливает, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Сведения, которые необходимо указать в заявлении перечислены законодателем в указанном пункте. Данные сведения в силу пункта 2.2. названной статьи должны быть подтверждены документально.
Удовлетворяя административные исковые заявления ФИО2 и Толкачёва К.С, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО1 не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением. Выписка из постановления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года не соответствует требованиям действующего законодательства, указанный документ не может расцениваться как надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении ФИО1 кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы. В представленной выписке не указан кворум для принятия конференцией решений, отсутствует информация о вопросе, который ставился на тайное голосование в отношении кандидата ФИО1, при этом отсутствуют сведения о принятии решения по другим вопросам.
Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу ФИО1 указаны неверные сведения о роде занятий.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы административного искового заявления ФИО2 о непредставлении ФИО1 сведений о его членстве в Ульяновском отделении партии, а также нулевой выписки по счету из банка не могут являться основаниями для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
С выводом суда апелляционной инстанции о непредставлении ФИО1 в надлежащей форме решения уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может ввиду следующего.
Согласно подпункту "в" пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21, пунктами 2 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Решения по вопросам, указанным в пунктах 1 - 3, 5 и 5.1 настоящей статьи, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции её регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
В соответствии с положениями части 1, подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года N 109-ЗО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области", окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата (выдвижении кандидата избирательным объединением), а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
Вместе с заявлением в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, должны быть представлены официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом политической партии, иного общественного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решение съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения) с указанием определённых Законом данных.
Согласно пункта 3.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Решение съезда политической партии (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в форме документа, определенного уставом политической партии (иного общественного объединения) (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).
Решение съезда политической партии (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов подписывается лицом, уполномоченным на то в соответствии с уставом политической партии (иного общественного объединения), и заверяется печатью соответственно политической партии (иного общественного объединения), регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения политической партии (иного общественного объединения) (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Уставом политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее Устав) высшим руководящим органом регионального отделения КПРФ определена Конференция (п.6.2).
Вопрос о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления отнесён к компетенции Конференции (п.6.3).
Из содержания пункта 6.4 Устава следует, что Конференция считается правомочной, если на её заседании присутствует более половины избранных делегатов.
Решения Конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции при наличии кворума.
Конференция признаётся правомочной, если на её заседании присутствует более половины избранных делегатов.
Решения Конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции, при наличии кворума.
Решения об избрании членов Комитета и членов Контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения КПРФ, об избрании делегатов на съезд партии, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и в органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
В пункте 6.5 Устава определено, что решения конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.
Как следует из содержания представленной выписки из постановления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года, на Конференцию избрано 70 делегатов. Признаны полномочия 69 делегатов, присутствовал 51 делегат. Указано на наличие кворума. Обозначен вопрос, по которому принималось решение - утверждение выдвижения кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по сорока одномандатным округам. Указаны итоги голосования - "за" - 51. Постановление принято. На основании протокола N 2 счётной комиссии Конференции о результатах тайного голосования постановлено выдвинуть ФИО1 кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному округу N 35 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". В выписке указаны сведения о выдвинутом кандидате ФИО1
Таким образом, решение о выдвижении кандидата в депутаты принято в форме документа, определенного уставом политической партии, при наличии кворума, не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции. Выписка содержит сведения о дате принятия решения, о числе зарегистрированных делегатов, присутствовавших на конференции, о числе делегатов (участников) конференции. В выписке имеется информация о проведении тайного голосования, вопросах, по которым осуществлялось голосование, и о результате голосования, о постановленном решении. Соответственно, представленный документ содержит исчерпывающую информацию, предусмотренную законом, о выдвинутом Конференцией кандидате в депутаты и соблюдении процедуры принятия такого решения, установленной Уставом.
Следовательно, решение конференции о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу, как того требует подпункт "в" пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав, представлен в избирательную комиссию.
Следует отметить, что законом не запрещается представление в избирательную комиссию соответствующей выписки из решения избирательного объединения о выдвижении кандидатов в представительные органы местного самоуправления, что в свою очередь подтверждается сложившейся правоприменительной практикой. При этом, все сведения, являющиеся обязательными для решения о выдвижении кандидата в депутаты, представленная в избирательную комиссию выписка из постановления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года содержала.
На основании изложенного, из решения по делу, вынесенного судом апелляционной инстанции, следует исключить указание на не предоставление ФИО1 в надлежащей форме решения уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы.
Однако, исключение данного основания не влияет на выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении административного искового заявления, признании незаконным и отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 28 июля 2020 года N 112/523-4 "О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 35", поскольку из материалов дела следует и судами установлено, что ФИО1 в подтверждение указанных в заявлении о согласии баллотироваться сведений о роде его деятельности не представлены соответствующие документы, а указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности, что является самостоятельным и достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований об отмене оспариваемого постановления Ульяновской городской избирательной комиссии.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он является верным, мотивированным, основанным на фактических обстоятельствах дела, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 и подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, части 3 статьи 39 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года N 109-3О "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должны быть указаны сведения об основном месте его работы или службы, занимаемой должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с таким заявлением также должны быть представлены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Подпункт 57 статьи 2 указанного Федерального закона разъясняет, что род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
В заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу ФИО1 указал следующие сведения о месте работы и должности: временно не работающий.
Однако, из содержания справки от 13 июля 2020 года N 1950143/2006/541, представленной для подтверждения сведений заявления, следует, что ФИО1 с 13 апреля 2020 года зарегистрирован в качестве безработного и является получателем пособия.
Судом апелляционной инстанции верно указано на различие понятий "временно не работающий" и "безработный" со ссылкой на положения статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
По смыслу приведенных правовых норм кандидат в депутаты, указавший свой статус как "безработный", должен представить в избирательную комиссию в качестве документа, подтверждающего данный род занятий, справку из органов службы занятости.
Следовательно, ФИО1 в заявлении о согласии баллотироваться представил о себе информацию, не соответствующую действительности и не подтвержденную необходимыми документами.
Таким образом, исходя из установленных в ходе рассмотрения административного дела фактических обстоятельств и с учетом применимых положений нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованным выводам как о том, что ФИО1 не были представлены документы, подтверждающие сведения о его основном месте работы (роде деятельности), приносящем доход, заявление о согласии баллотироваться оформлено с нарушением требований закона, так и о допущенных избирательной комиссией при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты ФИО1 нарушениях требований, предусмотренных подпунктами "в" или "в.2" пункта 24, подпунктами "б" или "б.2" пункта 25, подпунктами "ж" или "и" пункта 26 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, являющихся основаниями для отказа в регистрации в качестве кандидата, списка кандидатов, для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, соответственно, что в силу пункта 6 статьи 76 названного закона повлекло отмену судом решения о регистрации кандидата в депутаты ФИО1
Доводы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права без учета специфики избирательного законодательства, направленного на установление объема обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права.
Достоверность и актуальность предоставляемой информации кандидатом в точном соответствии с положениями законодательства выступает гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Доводам подателя жалобы о том, что избирательная комиссия в порядке пункта 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав не известила ФИО1 об имеющихся недостатках в представленных им документах, дана правильная оценка судом апелляционной инстанции, который обоснованно указал, что неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации.
Правильность как данного вывода, так и правовой позиции суда апелляционной инстанций, основанных на полной, всесторонней и непосредственной оценке представленных сторонами доказательств, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывает, поэтому судебная коллегия кассационного суда полагает, что оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 августа 2020 года не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.