Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Волынчук Н.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Супони Юрия Николаевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 августа 2020 года по административному делу N 2а-3576/2020 по административному исковому заявлению Рукова Игоря Валерьевича к Ульяновской городской избирательной комиссии, Супоне Юрию Николаевичу о признании незаконным и об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, объяснения представителя Супони Ю.Н. и Ульяновского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Тонкова К.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Рукова И.В. по доверенности Сысоева Н.А, объяснения представителя Ульяновской городской избирательной комиссии Крашенинникова А.А, оставившего вопрос об удовлетворении кассационной жалобы на усмотрение суда, заслушав заключение прокурора Мигунова В.Ю, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ульяновской Городской Думы от 23 июня 2020 года N 71 назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.
Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 25 июня 2020 года N 96/365-4 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию.
Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии N 114/545-4 от 31 июля 2020 года Супоня Ю.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты в депутаты Ульяновской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 37 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии N 117/631-4 от 3 августа 2020 года Руков И.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты в депутаты Ульяновской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 37 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Руков И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления о регистрации Супони Ю.Н. кандидатом в депутаты Ульяновской городской Думы.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2020 года административный иск Рукова И.В. постановление N 114/545-4 от 31 июля 2020 года о регистрации Супони Ю.Н. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 37 признано незаконным и отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 августа 2020 года решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2020 года изменено, указано в резолютивной части решения о признании незаконным и отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссии от 31 июля 2020 года N114/545-4 о регистрации Супони Ю.Н. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 37.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, Супоня Ю.Н. в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела не были допущены.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Согласно пункту 6 статьи 76 названного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьи 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды исходили из того, что Супоней Ю.Н. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, а также то, что представленный Супоней Ю.Н. финансовый отчет им не подписан.
С выводами судов о том, что Супоней Ю.Н. не представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы согласиться нельзя.
Согласно подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21, пунктами 2 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Решения по вопросам, указанным в пунктах 1 - 3, 5 и 5.1 настоящей статьи, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
В соответствии с положениями части 1, подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года N 109-ЗО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области", окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата (выдвижении кандидата избирательным объединением), а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
Вместе с заявлением в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, должны быть представлены официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом политической партии, иного общественного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решение съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения), в котором указываются:
число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, участвовавших в работе соответствующего органа;
число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения;
фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство кандидата, сведения о его профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. По желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с его заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости;
итоги голосования по данному решению;
дата принятия решения.
Согласно пункта 3.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённых Постановление ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Решение съезда политической партии (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в форме документа, определенного уставом политической партии (иного общественного объединения) (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).
Решение съезда политической партии (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов подписывается лицом, уполномоченным на то в соответствии с уставом политической партии (иного общественного объединения), и заверяется печатью соответственно политической партии (иного общественного объединения), регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения политической партии (иного общественного объединения) (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Уставом политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее Устав) высшим руководящим органом регионального отделения КП РФ определена Конференция (п.6.2).
Вопрос о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления отнесён к компетенции Конференции (п.6.3).
Из содержания пункта 6.4 Устава следует, что Конференция считается правомочной, если на её заседании присутствует более половины избранных делегатов.
Решения Конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции при наличии кворума.
Конференция признаётся правомочной, если на её заседании присутствует более половины избранных делегатов.
Решения Конференции принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Конференции, при наличии кворума.
Решения об избрании членов Комитета и членов Контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения КП РФ, об избрании делегатов на съезд партии, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и в органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
В пункте 6.5 Устава определено, что решения конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.
Как следует из содержания представленной выписки из постановления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КП РФ от 18 июля 2020 года, на Конференцию избрано 70 делегатов. Признаны полномочия 69 делегатов, присутствовало 51 делегат. Указано на наличие кворума. Обозначен вопрос, по которому принималось решение - утверждение выдвижения кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по сорока одномандатным округам. Указаны итоги голосования - "за" - 51. Постановление принято. На основании протокола N 2 счётной комиссии Конференции о результатах тайного голосования постановлено выдвинуть Супоню Ю.Н. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 33 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Указаны сведения о выдвинутом кандидате: дата рождения; место рождения; адрес места жительства; реквизиты паспорта гражданина Российской Федерации; идентификационный номер налогоплательщика; о наличии гражданства Российской Федерации; о получении высшего образования и реквизиты соответствующего диплома; основное место работы и должность; о членстве в партии; об отсутствии судимости.
Таким образом, решение о выдвижении кандидата в депутаты принято в форме документа, определенного уставом политической партии, при наличии кворума, не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции. Выписка содержит сведения дате принятия решения, о числе зарегистрированных делегатов, присутствовавших на конференции, о числе делегатов (участников) конференции. В выписке имеется информация о проведении тайного голосования, вопросах, по которым осуществлялось голосование, и о результате голосования, о постановленном решении. Соответственно, представленный документ содержит исчерпывающую информацию, предусмотренную законом, о выдвинутом Конференцией кандидате в депутаты и соблюдении процедуры принятия такого решения, установленной Уставом. Следовательно, решение конференции о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу, как того требует подпункт "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", представлен в избирательную комиссию.
Относительно выводов судебных инстанций о том, что в избирательную комиссию не представлено решение избирательного объединения о выдвижении кандидата в депутаты, а представление выписки из него не предусмотрено законом и Уставом, необходимо отметить следующее.
Анализируя приведённое выше действующее законодательство, следует вывод о том, что законом не запрещается представление в избирательную комиссию соответствующей выписки из решения избирательного объединения о выдвижении кандидатов в представительные органы местного самоуправления, что в свою очередь подтверждается и сложившейся правоприменительной практикой. При этом, все сведения, являющиеся обязательными для решения о выдвижении кандидата в депутаты, представленная в избирательную комиссию выписка из постановления XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КП РФ от 18 июля 2020 года содержала. Сведения о наименовании избирательного объединения также представлены в избирательную комиссию. Требования Устава о наличии кворума для правомочности Конференции соблюдены.
Довод об отсутствии указания на требования Устава о кворуме не может быть принят во внимание, поскольку выписка содержала указание о наличии кворума.
Между тем, нельзя не согласиться с выводами судов о нарушении Супоней Ю.Н. действующего законодательства в части представления в избирательную комиссию первого финансового отчёта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 44 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года N 109-30 для регистрации кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет.
Судами обоснованно принято во внимание, что первый финансовый отчет, представленный Супоней Ю.Н, им не подписан. Отсутствие в названном документе подписи кандидата обоснованно расценено как непредставление документа.
В силу положений подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Неисполнение избирательной комиссией предписаний законодательства об уведомлении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Супоня Ю.Н. при наличии названных нарушений был зарегистрирован избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 37, суды пришли к обоснованному выводу об отмене соответствующего постановления избирательной комиссии.
Поскольку отсутствие необходимых для регистрации кандидата документов является самостоятельным основанием для отказа в регистрации, вышеприведённый вывод о том, что надлежащее решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов Супоней Ю.Н. в избирательную комиссию представлено, не может повлиять на вывод о необоснованной регистрации Супони Ю.Н, в связи с чем оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Супони Ю.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.