Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Сказочкина В.Н. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С.А.С. и кассационное представление прокурора Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2020 года по административному делу N 2а-3684/2020 по административному исковому заявлению С.А.С. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области С.А.С.".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалобы и представления, объяснения в их поддержку С.А.С. и его представителя по устному ходатайству Б.А.В, представителя регионального отделения в Самарской области политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по доверенности Б.В.В, возражения представителей территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области по доверенности Р.А.В, Н.Е.И. против удовлетворения кассационных жалобы и представления, мнение прокурора Г.Е.С, полагавшей судебный акт подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.А.С. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва (далее - территориальная избирательная комиссия, административный ответчик) о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N С.А.С, выдвинутому избирательным объединением региональным отделением в Самарской области политической партией "НОВЫЕ ЛЮДИ", отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на основании пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области", в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
По мнению административного истца, у территориальной избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку им представлены все необходимые для регистрации документы в установленный законом срок, в том числе и сведения об изменении данных о кандидате.
Ссылаясь на нарушение своих прав, С.А.С. просил суд признать решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области С.А.С." незаконным; обязать территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва зарегистрировать С.А.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 17 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, постановлено признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Соловьёва А.С.; на территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва возложена обязанность зарегистрировать Соловьёва А.С. кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Самарской области политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по административному делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Соловьёва А.С.
В кассационных жалобе и представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 7 и 10 сентября 2020 года, соответственно, административный истец С.А.С. и прокуратура Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя содержания административного искового заявления, не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о правомерности оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, полагая, что кандидатом в депутаты С.А.С. в избирательную комиссию представлены все необходимые документы, подтверждающие изменение данных о кандидате. Указание в оспариваемом решении территориальной избирательной комиссии на необходимость представления С.А.С. уведомления об отсутствии изменений в данных при подаче заявления о регистрации, по мнению автора кассационной жалобы, является необоснованным.
Аналогичные доводы в обоснование необходимости отмены постановленного по делу апелляционного определения приведены прокуратурой Самарской области в кассационном представлении. Кроме этого прокурор указывает, что положениями статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которой регулируется порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов, не предусмотрено представление кандидатами названного в решении территориальной избирательной комиссии уведомления об отсутствии изменений в указанных данных при подаче заявления о регистрации, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела учтено не было.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
ДД.ММ.ГГГГ избирательным объединением региональным отделением политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" представлены документы на выдвижение списка кандидатов, в котором по одномандатному избирательному округу N значился С.А.С.
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N С.А.С, выдвинутому избирательным объединением региональным отделением в Самарской области политической партией "НОВЫЕ ЛЮДИ", отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области", в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что кандидат в депутаты представил в территориальную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате ранее представленных для уведомления о своём выдвижении, а в последующем уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. Приведенные обстоятельства расценены судом первой инстанции как доказательства неправомерности решения территориальной избирательной комиссии.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что кандидатом в депутаты С.А.С. уведомление в правовом смысле, придаваемом ему пунктом 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области", не представлено. Поступившие от кандидата в депутаты С.А.С. иные документы содержат информацию об уточнении технических ошибок в заявлении, а не данных о кандидате. Факт направления С.А.С. уведомления об отсутствии изменений в сведениях о кандидате ДД.ММ.ГГГГ расценен судом апелляционной инстанции как не влияющий на правильность отказа в его регистрации территориальной избирательной комиссией, поскольку им не соблюден принцип единовременности представления названного документа с иными документами для регистрации.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные правовые нормы приведены в пункте 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД).
Положения статей 33, 38 Федерального закона N 67-ФЗ содержат перечень документов, которые подлежат представлению кандидатами в избирательные комиссии при выдвижении и регистрации кандидата.
При этом пунктом 4 части 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД определено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, в том числе на основании сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных.
Непредставление С.А.С. при подаче заявления о регистрации кандидатом в депутаты названного в региональном законе уведомления об отсутствии изменений в указанных данных, расценены территориальной избирательной комиссией и судом апелляционной инстанции как основания, приведенные в подпункте "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД, препятствующие его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Между тем данные умозаключения являются ошибочными по следующим причинам.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзацах 2, 3 пункта 3 постановлении Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).
Положениями статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, которой регулируется порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов, не предусмотрено представление кандидатами названного выше уведомления об отсутствии изменений в указанных данных при подаче заявления о регистрации.
Согласно методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, законом может быть предусмотрено, что кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения обязаны представить в избирательную комиссию сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате (примерная форма приведена в приложении N 11 названного документа).
К примеру, необходимо указывать информацию о перемене фамилии, основного места работы или службы, занимаемой должности, о замене паспорта и иные сведения, представленные кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Для подтверждения указанных сведений представляются копии соответствующих документов. В случае если сведения не изменились, документ не представляется.
Таким образом, названное уведомление, не являясь источником дополнительных сведений как для избирателей, так и для избирательных комиссий, не имеет правового значения для целей регистрации кандидата в депутаты.
При этом избирательная комиссия, являясь органом, на который возложена обязанность по проверке достоверности сведений, представленных кандидатом, в случае выявлении сокрытия им каких-либо данных о себе, вправе принять решение об отказе в его регистрации либо инициировать в последующем процедуру отмены регистрации в установленном законом порядке.
Следовательно, решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты С.А.С, принятое избирательной комиссией в отсутствие такого документа - уведомления об отсутствии изменений в указанных данных при подаче заявления о регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не может быть признано законным и обоснованным.
Иное истолкование закона вопреки требованиям статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" означало бы ни что иное, как установление дополнительных ограничений прав кандидатов в отличие от прав, гарантированных Федеральным законом.
Кроме этого, из материалов административного дела следует, что кандидат в депутаты С.А.С. сообщил территориальной избирательной комиссии об изменениях в наименовании выдвинувшего его на выборы избирательного объединения. Доказательств, свидетельствующих об иных изменениях в данных этого кандидата в депутаты, возлагающих на него обязанность информирования об этом избирательную комиссию, в материалах административного дела не имеется.
Изложенные обстоятельства судом апелляционной инстанции при отмене правильного решения суда первой инстанции в должной мере во внимание приняты не были, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, были применены не верно, что привело к ошибочным выводам.
При таких обстоятельствах, постановленный по административному делу судебный акт суда апелляционной инстанции, как не отвечающий требованиям законности и обоснованности, подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2020 года отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 августа 2020 года по административному исковому заявлению С.А.С. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 14 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области С.А.С.".
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.