Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца - Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года по административному делу N 2а-2184/2020 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Министерству образования и науки Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия в исполнении поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации.
Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодёжное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Марий Эл (далее - административный ответчик), в котором, с учётом уточнённых требований, просило признать незаконным бездействие административного ответчика в исполнении пункта 25 "Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета", утверждённого Президентом Российской Федерации 16 января 2019 года N Пр-38ГС (далее - Перечень поручений от 16 января 2019 года N Пр-38ГС), в части организации с привлечением добровольческих (волонтёрских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий, и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В обоснование административного искового заявления указывалось, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтёрских) организаций, утверждённых Перечнем поручений от 16 января 2019 года N Пр-38ГС, административный истец направил обращение об определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, отмеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года, в адрес административного ответчика, бездействие которого в организации указанного взаимодействия нарушает права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через интернет-портал Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в суд первой инстанции 28 августа 2020 года и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 7 сентября 2020 года, представитель административного истца по доверенности ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Не соглашаясь с выводом судов о непредставлении административным истцом доказательств нарушения оспариваемым бездействием прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц как основании для отказа в удовлетворении административного иска, ФИО1 указывает, что в силу статей 62 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации такая обязанность возлагается на административного ответчика.
По мнению автора кассационной жалобы, довод судов о том, что на момент обращения в Министерство образования и науки Республики Марий Эл с административным исковым заявлением такой вид деятельности как "содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не был включён в Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтёрской) деятельности, добровольческими (волонтёрскими) организациями, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, не имеет значения, поскольку в этом случае в соответствии с пунктом 3 названного постановления административный ответчик был обязан вынести решение об отказе в принятии предложения с указанием причин, чего им сделано не было.
ФИО1 также обращает внимание, что судом апелляционной инстанции в нарушение пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" в адрес административного истца не были направлены возражения административного ответчика на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
При этом согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд. Доводы кассационной жалобы о наличии соответствующей процессуальной обязанности у административного ответчика не основаны на законе.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в пункте 25 Предложений добровольческих (волонтёрских) организаций, представленных по итогам международного форума добровольцев (волонтёров) в городе Москве 3 - 5 декабря 2018 года и приложенных к Перечню поручений от 16 января 2019 года N Пр-38ГС, предложено организовать с привлечением добровольческих (волонтёрских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
Благотворительное региональное молодёжное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" направило в Министерство образования и науки Республики Марий Эл письмо от 18 января 2020 года N 01205, в котором, сообщая о проведении в целях подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне открытых мероприятий по финансовой грамотности на одноимённой цифровой платформе, с минимальным количеством участников - 100 человек, минимальным количеством учреждений - 10, просило определить дату и время мероприятия, ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие, предусмотренное распоряжениями Правительства и поручениями Президента Российской Федерации (л.д. 5 - 8).
На данное обращение Министерством образования и науки Республики Марий Эл административному истцу дан ответ от 13 февраля 2020 года N 1301, согласно которому мероприятия по финансовой грамотности в республике проводятся в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Марий Эл на 2019 - 2022 годы и утверждённого Министерством перечня мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Республики Марий Эл, на 2018-2021 годы (л.д. 48 - 51).
Кроме того, на обращение от 9 марта 2020 года N 01231 Министерство образования и науки Республики Марий Эл письмом от 25 марта 2020 года N 2875 сообщило административному истцу о невозможности участия обучающихся в мероприятии "Военный заём 1942 - 1945" ввиду того, что в связи с угрозой распространения в Республике Марий Эл новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О введении режима повышенной готовности в Республике Марий Эл" в период с 21 марта 2020 года по 12 апреля 2020 года временно приостановлено проведение мероприятий с числом участников более 50 человек одновременно, посещение обучающимися организаций, предоставляющих общее образование, среднее профессиональное образование, дополнительное образование (л.д. 10).
В соответствии с пунктом 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтёрской) деятельности, добровольческими (волонтёрскими) организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 (далее - Общие требования) орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения добровольческой организации о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
В силу пункта 7 Общих требований взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определённых сторонами.
На основании изложенного, поскольку между благотворительным региональным молодёжным общественным движением "Уроки финансовой и юридической грамотности" и административным ответчиком соглашения о взаимодействии, предусмотренного Общими требованиями, не заключалось, мероприятия по финансовой грамотности в Республике Марий Эл проводятся в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Марий Эл на период 2019 - 2022 годы и перечня мероприятий Министерства образования и науки Республики Марий Эл и отделения - Национальный банк по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Республики Марий Эл на 2018 - 2021 годы, утверждённого 27 октября 2017 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что оснований для признания оспариваемого бездействия Министерства образования и науки Республики Марий Эл незаконным не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Заявление представителя административного истца ФИО1 о нарушении норм процессуального права судом апелляционной инстанции, не направившим в адрес административного истца копии возражений административного ответчика на апелляционную жалобу, является необоснованным, поскольку согласно материалам дела от административного ответчика письменных возражений на апелляционную жалобу благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" не поступало и судом апелляционной инстанции таковые не рассматривались.
Позиция представителя административного истца, изложенная в кассационной жалобе, не содержит в себе доводов, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций и в связи с этим могли повлиять на обоснованность и законность обжалуемых судебных постановлений.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца - Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.