Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Волынчук Н.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брюхова Станислава Андреевича на решение Ленинского районного суда города Самары от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года по административному делу N 2а-2984/2020 по административному исковому заявлению Брюхова Станислава Андреевича к территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самара Самарской области о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, объяснения Белавина А.Г. представителя Брюхова С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения председателя территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самара Самарской области Флигиль А.А, заключение прокурора Макарова Е.Н, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области от 23 июня 2020 года N 265 назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самара Самарской области (далее ТИК Ленинского района) от 27 июня 2020 года N 241/2 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самары Самарской области второго созыва возложены на ТИК Ленинского района.
Решением ТИК Ленинского района от 11 августа 2020 года N 295 Брюхову С.А, выдвинутому Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на основании подпункта 8 пункта 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).
Брюхов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ТИК Ленинского района от 11 августа 2020 года N 295.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Брюхова С.А. отказано.
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, административный истец в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в городе Самаре, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) и Закон Самарской области от 31 декабря 2019 года N 1422 ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее Закон Самарской области N 142- ГД).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67- ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Судами установлено, что 22 июля 2020 года в ТИК Ленинского района поступили документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва Брюхова С.А, выдвинутого Самарским региональным отделением Политическая партия "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО".
12 августа 2020 года Брюхов С.А. представил в избирательную комиссию документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения в количестве 1 папки, на 5 листах, 18 подписей избирателей.
Решением ТИК Ленинского района от 27 июня 2020 года N 241/11 установлено, что минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу N 13 составляет 15 подписей. Максимальное количество подписей, которое может быть представлено кандидатом по указанному округу, составляет 19.
По итогам проверки подписных листов избирателей в поддержку выдвижения кандидата Брюхова С.А. 11 подписей избирателей, содержащихся в представленных административным истцом подписных листах, комиссией признаны недействительными. Из них девять подписей (лист N 4 - 4 подписи, лист N 5 - 5 подписей) признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (неоговоренные исправления в сведениях о кандидате, а именно дописана дата рождения сверху строки; одна подпись на листе N 1 строка N 1 (Емченко И.Е.) признана недействительной на основании подпункта "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, а именно исправления в номере квартиры избирателя); одна подпись на листе N 4 строка N 1 (Бартава) признана недействительной на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (место жительства избирателя не подтверждено сведениями органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).
C учетом того, что одна подпись (Бартава) недействительна по двум основаниям одновременно, суды всего недействительными признали 10 (десять) подписей избирателей.
Фактически настоящий административный спор сводится к оспариванию признания недействительными 9 подписей избирателей на двух подписных листах (лист N 4 - 4 подписи, лист N 5 - 5 подписей) по основанию наличия неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. В части признания недействительной подписи на листе N 1 строка N 1 (Емченко И.Е.) административное исковое заявление не содержит доводов.
Оставляя без удовлетворяя требования Брюхова С.А, суды согласились с обоснованностью решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от 11 августа 2020 года N 295, которым заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпункта 8 пункта 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).
В силу положений подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
То обстоятельство, в что в подписных листах 4 и 5, содержащих 9 подписей избирателей, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, дописана дата рождения сверху строки, судами оценено в качестве исправлений, предусмотренных положениями подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
При рассмотрении дела в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для признания данных выводов судебных инстанций неверными.
Так, Федеральный закон N 67-ФЗ и другое региональное законодательство не даёт понятия неоговоренных исправлений.
В силу положений части 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Действующее законодательство, в частности статьи 45 и 45.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, приравнивают подчистки или приписки, что фактически имеет место в данном конкретном случае, зачеркнутые слова либо иные неоговоренные исправления, исполнение текста карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей в текстах на документах, исполненных на бумажных носителях.
Подобные недостатки, как приведено выше, избирательным законодательством в отношении подписных листов признаются существенными.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценивая доказательства по делу, судами не допущено нарушений процессуального закона, влекущих отмену судебных постановлений. Несогласие заявителя с данной судом оценкой припискам в подписных листах в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не может являться основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
С учётом приведённого выше Брюховым С.А. представлено недостаточное количество достоверных подписей для регистрации его кандидатом в депутаты, соответственно, оспариваемое им решение избирательной комиссии является правильным, отмене не подлежит.
Поскольку обстоятельства, установленные судами, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, материальный закон судебными инстанциями применён верно, кассационная жалоба не может быть удовлетворена, а судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Брюхова С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.