Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Волынчук Н.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смардакова ФИО14 и кассационное представление прокурора Самарской области Берижицкого С.П. на решение Ленинского районного суда города Самары от 18 августа 2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года по административному делу N 2а-2862/2020 по административному исковому заявлению Байских ФИО15 к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва В.В. Смардакова".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Карякина Е.А, объяснения Смардакова В.В, его представителя Силаева В.В, представителя Регионального отделения в Самарской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" Бахвалова В.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гуляевой Е.С, поддержавшей кассационное представление, возражения относительно кассационной жалобы и кассационного представления представителя Байских Т.А. по доверенности Шевырина Е.К, объяснения председателя Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области Флигиль А.А, представителя Избирательной комиссии Самарской области Авазбековой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Байских Т.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области (далее - избирательная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва В.В. Смардакова".
В обоснование административного иска указано, что Байских Т.А. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N.
Считает, что кандидатом в депутаты по означенному округу Смардаковым В.В. не исполнена обязанность представить единовременно для регистрации полный пакет документов, а именно не представлены либо сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 142-ГД), либо уведомление об отсутствии изменений в ранее представленных данных в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона Самарской области N 142-ГД.
Так, представителем избирательного объединения Региональное отделение в Самарской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" в избирательную комиссию представлено заявление кандидата Смардакова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, включенного в список кандидатов по одномандатному избирательному округу N, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Указанное заявление дано Региональному объединению в Самарской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", что согласно части 10 статьи 34 Закона Самарской области N 142-ГД является основанием для исключения избирательной комиссией кандидата Смардакова В.В. из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения.
На основании части 3 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД кандидатом Смардаковым В.В. ДД.ММ.ГГГГ представлено заявление, которым исправлена техническая ошибка в сведениях об избирательном объединении. По мнению административного истца, уведомление об устранении технической ошибки не является документом, необходимым для регистрации кандидата, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 37 Закона N142-ГД.
Административный истец, полагая свои права нарушенными наличием оснований для отказа Смардакову В.В. в регистрации кандидата, просил суд: признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва В.В. Смардакова".
Решением Ленинского районного суда города Самары от 18 августа 2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года, административные исковые требования Байских Т.А. удовлетворены.
В кассационной жалобе и кассационном представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции соответственно 7 сентября 2020 года и 10 сентября 2020 года, Смардаков В.В, прокурор Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как постановленных при неправильном применении норм материального права и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Байских Т.А.
В качестве доводов кассационной жалобы Смардаков В.В, повторяя содержание апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов обеих инстанций о неправомерности оспариваемого решения избирательной комиссии, полагая, что пакет документов, предусмотренный частью 2 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД, представлен единовременно в полном объеме, документ об изменениях в данных о кандидате был им представлен, ссылка на то, что он не соответствует форме не основана на законе.
Аналогичные доводы в обоснование отмены постановленных по делу судебных актов приведены прокурором Самарской области в кассационном представлении, дополнительно к тому указано, что полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах. Какие-либо недочеты, допущенные кандидатом при указании сведений, не свидетельствуют о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата при условии, что к заявлению прилагались подтверждающие указанные сведения документы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Председателем Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области Флигиль А.А, административным истцом Байских Т.А. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых просят оставить жалобу без удовлетворения, а судебные акты без изменения.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников, прокурора, поддержавшего кассационные жалобу и представление, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений "данные изъяты" голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Согласно пункту 6 статьи 76 названного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 названной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4-7 статьи 33, части 1 статьи 35 названного Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в том числе: сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 названного Закона, либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных.
Частью 4 статьи 33 Закона Самарской области N 142-ГД установлены требования к содержанию письменной формы заявления о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу гражданина Российской Федерации, выдвинувшего свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу.
К данным о кандидате, которые должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться, согласно вышеуказанной норме Закона Самарской области, непосредственно относятся: - фамилия, имя и отчество; - дата и место рождения; - адрес места жительства; - серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); - гражданство; - сведения о профессиональном образовании (при наличии); - сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - роде занятий) кандидата; - если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; - если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Из материалов дела следует и установлено судами, что ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию от Смардакова В.В. поступили документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, выдвинутого Региональным отделением в Самарской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" и включенного в заверенный список кандидатов по одномандатным округам, а именно: копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, копия страхового свидетельства, документы об образовании и трудовой деятельности, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату.
ДД.ММ.ГГГГ Смардаковым В.В. в избирательную комиссию представлены документы для регистрации кандидата, согласно письменному подтверждению получения от ДД.ММ.ГГГГ представлены, в том числе, следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на 18 листах, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на 1 листе, копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов на 1 листе, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных на 3 листах.
В качестве сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, Смардаковым В.В. представлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на техническую ошибку, допущенную в заявлении о согласии баллотироваться, состоящую в том, что в наименовании избирательного объединения вместо "Региональное отделение" указано "Региональное объединение", с целью устранения ошибки приложен верный вариант заявления о согласии баллотироваться.
Сведений о наличии изменений в данных о самом кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона Самарской области N 142-ГД, либо об отсутствии изменений в таких данных, вышеуказанное уведомление не содержит.
Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что Смардаковым В.В. не представлены в полном объеме документы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, а именно отсутствуют сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 Закона Самарской области N 142-ГД, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. Суд сделал вывод о том, что представленное Смардаковым В.В. уведомление об устранении технической ошибки таким документом не является, поскольку не содержит сведений о наличии или отсутствии изменений в данных о кандидате Смардакове В.В, указанных в части 5 статьи 34 Закона Самарской области N 142-ГД.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что Смардаков В.В. фактически известил избирательную комиссию не об отсутствии изменений в своих личных данных, а об ошибке в названии избирательного объединения, что могло быть исправлено в рамках реализации права, установленного пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с вышеприведенными выводами судов исходя из следующего.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата.
Подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в качестве основания отказа в регистрации кандидата установлено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД.
Согласно части 2 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД обязательным для принятия решения о регистрации кандидата является представление сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 Закона Самарской области N 142-ГД, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных.
Вместе с тем Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит требования о представлении кандидатом сведений об изменениях в данных о кандидате, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных.
Из вышеприведённых законоположений следует, что не может являться основанием отказа в регистрации кандидата отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, сведений об изменениях в данных о кандидате, либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
При изложенных обстоятельствах Смардаков В.В. был обоснованно зарегистрирован избирательной комиссией кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N.
Суд кассационной инстанции, установив допущенную судами ошибку в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Байских Т.А.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 18 августа 2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Байских ФИО16 к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва В.В. Смардакова" отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.