Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей В.И. Белова и Е.А. Карякина, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попова Г.Ю. и кассационное представление прокурора Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года по административному делу N 2а-1157/2020 по административному исковому заявлению Попова Г.Ю. к Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары Самарской области об оспаривании решения N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллина, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалобы и представления, объяснения в их поддержку Попова Г.Ю, заключение прокурора Кушнирчук А.И, поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Попов Г.Ю. (далее - административный истец) обратился в Территориальную избирательную комиссию Самарского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 9 (далее - административный ответчик) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара, выдвинутого избирательным объединением Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу N 9, представив необходимые документы и сведения для регистрации, в том числе 14 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения кандидатом.
Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N Попову Г.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области в связи с признанием подписей, содержащихся в представленных им подписных листах, недействительными.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Попов Г.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеназванного решения территориальной избирательной комиссии, и возложении на административного ответчика обязанности по регистрации его в качестве кандидата в депутаты, ссылался на нарушение его прав и отсутствие законных оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, поскольку все необходимые документы и сведения были представлены своевременно и в полном объеме.
Решением Самарского районного суда города Самары от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Попову Г.Ю. отказано.
В кассационной жалобе и кассационном представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, административный истец, прокурор Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов обеих инстанций о правомерности оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, полагая, что указанное в представленных им подписных листах наименование представительного органа муниципального образования полностью соответствует его наименованию, установленному Федеральным законом N 67-ФЗ, а также Уставу данного муниципального образования.
Аналогичные доводы в обоснование необходимости отмены постановленных по делу судебных актов приведены прокурором Самарской области в кассационном представлении.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
От представителя административного ответчика поступило ходатайство, в котором он просит суд кассационной инстанции перенести рассмотрение кассационных жалобы и представления на более ранний срок, чем указано в определении о принятии кассационных жалобы и представления к производству в связи с проведением 11 и 12 сентября 2020 года досрочного голосования.
Учитывая, что подобные ходатайства могут рассматриваться судом только в судебном заседании, суд кассационной инстанции пришел к выводам об отсутствии процессуальных оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия учитывает, что указанное не нарушает разумных сроков рассмотрения кассационных жалобы и протеста, а напротив, влечет соблюдение баланса интересов участвующих в деле лиц, извещенных своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие иных неявившихся участников дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, выслушав объяснения административного истца Попова Г.Ю, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Попов Г.Ю. был выдвинут избирательным объединением Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу N 9.
Пакет документов для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области представлен Поповым Г.Ю. в территориальную избирательную комиссию Самарского района города Самары Самарской области одномандатного избирательного округа N 9 по выборам депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары от ДД.ММ.ГГГГ N в регистрации кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Попова Г.Ю. отказано на основании пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" по причине признания всех подписей избирателей в поддержку административного истца в подписных листах недействительными, по основаниям, предусмотренным подпунктами "и", "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в подписных листах, представленных административным истцом, наименование представительного органа указано: "Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара", что не соответствует утвержденному решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 28 июня 2020 года N 16 образцу заполнения подписного листа в данной части, а следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ. В соответствии с вышеназванным решением территориальной избирательной комиссии в заголовке образца подписного листа после слов "подписной лист" указано "выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области".
Судебная коллегия с выводами судов обеих инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что привело к принятию неправильных судебных актов.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона.
Аналогичные правовые нормы приведены в части 7 статьи 36, пункте 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области N 142-ГД.
Требования к форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, установлены пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому названные подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 8 статьи 36 Закона Самарской области N 142-ГД подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом N 67-ФЗ, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Из содержания форм подписных листов, являющихся приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ и приложением 2 Закона Самарской области N 142-ГД следует, что наименование представительного органа муниципального образования указывается в соответствии с Уставом муниципального образования.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах должно точно соответствовать его наименованию, указанному в Уставе муниципального образования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Устава Самарского внутригородского района городского округа Самара, принятого решением от 27 октября 2015 года N 17, в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования входит представительный орган, именуемый как Совет депутатов Самарского внутригородского округа Самара.
Из содержания подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты Попова Г.Ю. следует, что указанное в них наименование представительного органа муниципального образования, в депутаты которого имеет намерение баллотироваться административный истец, полностью соответствует наименованию, утвержденному Уставом муниципального образования.
Таким образом, данные подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты Попова Г.Ю. соответствуют формам подписных листов согласно приложению 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области N 142-ГД.
Следовательно, применение территориальной избирательной комиссией в качестве правового основания для признания подписных листов, представленных Поповым Г.Ю. для регистрации в качестве кандидата в депутаты, подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является неправомерным.
Несоответствие названия представительного органа муниципального образования, указанного в подписных листах, его наименованию, приведенному в образце заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, утвержденного решением территориальной избирательной комиссии от 28 июня 2020 года N 16, не свидетельствует о допущенных административным истцом нарушениях, исключающих возможность принятия уполномоченным органом решения о регистрации его кандидатом в депутаты.
Положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не содержат обязательных к исполнению кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований требований о соответствии подписных листов образцам заполнения, утвержденным комиссией, организующей выборы, референдум. Напротив, содержание пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ возлагает на комиссию, организующую выборы, обязанность по утверждению образца заполнения подписного листа в соответствии с формой, установленной федеральным законом.
Изложенные обстоятельства судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела во внимание приняты не были, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, были применены неправильно, что привело к ошибочным выводам.
Суд кассационной инстанции полагает, что утверждения судов о законности оспариваемого административном истцом решения территориальной комиссии, основанные на несоответствии представленных Поповым Г.Ю. подписных листов утвержденному образцу их заполнения, являются необоснованными, так как указание в подписных листах наименования законодательного (представительного) органа муниципального образования в точном соответствии с Уставом Самарского внутригородского района городского округа Самара, свидетельствует о соблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Таким образом, все 14 подписей избирателей в поддержку кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не могли быть признаны недействительными.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных Поповым Г.Ю, от ДД.ММ.ГГГГ из 14 подписей две признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Данные обстоятельства не являются основанием для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты, поскольку минимальное количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, установлено решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N и равняется 10.
При таких обстоятельствах постановленные по административному делу судебные акты судов обеих инстанций, как не отвечающие требованиям законности и обоснованности, подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления Попова Г.Ю.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 6 пункта 41 постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Руководствуясь приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, учитывая отсутствие иных оснований для отказа в регистрации Попова О.Г. кандидатом в депутаты, судебная коллегия, принимая новое решение об отмене оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца возложить на административного ответчика обязанность незамедлительно зарегистрировать кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Попова О.Г, выдвинутого избирательным объединением Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 9.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года отменить, принять по административному делу N 2а-1157/2020 новое решение:
Административное исковое заявление Попова Г.Ю. к Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Попова Г.Ю..
Обязать Территориальную избирательную комиссию Самарского района г. Самары Самарской области незамедлительно зарегистрировать Попова Г.Ю, выдвинутого избирательным объединением Самарским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 9.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.