Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда города Самара от 23 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 февраля 2020 года по административному делу N 2а-2351/2019 по административному исковому заявлению Иванова А.Р. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя Департамента градостроительства городского округа Самара Воробьева И.Л, судебная коллегия
установила:
Иванов А.Р, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, обратился в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в заключении соглашения о перераспределении его земельного участка и земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, считая, что административный ответчик необоснованно ссылается на частичное расположение земельного участка в границах территории общего пользования, а также в границах сложившегося землепользования.
Решением Ленинского районного суда города Самара от 23 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 февраля 2020 года, постановлено признать незаконным оспариваемое распоряжение и возложить на Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенное нарушение прав заявителя.
В кассационной жалобе, поданной 24 августа 2020 года, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 8 сентября 2020 года, Департамент градостроительства городского округа Самара просит отменить судебные постановления, считая, что суды не определили необходимым образом обстоятельства, имеющие значение для дела. Приводит доводы о том, что существующие границы территории общего пользования не всегда обозначаются в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, что не свидетельствует об отсутствии у них статуса территории общего пользования. При этом, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования. Ссылка судов на то, что красные линии пересекают земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу, а не испрашиваемый участок, не имеет правового значения, поскольку в результате перераспределения образуется новый земельный участок, расположенный в границах территории общего пользования.
Указывает также, что согласно сведениям из ИСОГД, которые никем не оспорены и не признаны недействительными, границы образуемого земельного участка пересекаются с границами сложившегося землепользования, согласия на это его владельцев не имеется.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Воробьев И.Л. доводы жалобы поддержал. Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанциине явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 указанной статьи).
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.
Одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10.)
В силу требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент градостроительства городского округа Самара отказал Иванову А.Р. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на вышеуказанные нормы Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что земельный участок, находящийся в собственности истца, частично расположен в границах территории общего пользования, а границы образуемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о нахождении земельного участка административного истца в границах красных линий и нахождении испрашиваемого земельного участка в границах другого землепользования являлись предметом подробного рассмотрения судебных инстанций, они получили правильную оценку и не могут повлечь отмену постановленного по делу судебного решения.
Согласно представленным суду сведениям, в том числе изложенным в сообщениях ДНТ "Сокольи горы", Управления Росреестра по Самарской области, Департамента управления имуществом г.о.Самара, информация о предоставлении кому-либо испрашиваемого административным истцом земельного участка отсутствует, на данном участке садово-огородническая деятельность никем не ведется, участок не огорожен, не используется.
Исходя из пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Судами учтено, что на участке, который истец желает присоединить, расположения красных линий не установлено, а нахождение земельного участка административного истца в границах красных линий ввиду частичного занятия им проезда не препятствует присоединению испрашиваемого участка, при этом принято во внимание, что право собственности административного истца зарегистрировано в установленном порядке и не оспорено. Вопреки доводам кассационной жалобы, никаких данных об отнесении того земельного участка, которые испрашивается административным истцом, к территории общего пользования материалы дела не содержат.
Суды предприняли меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств по административному делу, выводы судов являются мотивированными и верными, в кассационной жалобе они не опровергнуты. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций не подтверждает нарушения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самара от 23 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.