Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Тимохина И.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Модлея Алексея Александровича на решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 августа 2020 года по административному делу N 2а-1771/2020 по административному исковому заявлению Модлея Алексея Александровича к Ленинской территориальной избирательной комиссии города Ижевска о признании незаконным и отмене постановления от 12 августа 2020 года N 123.1, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, заключение прокурора Гуляевой Е.С, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлениями Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 8 декабря 2015 года N 145.3-5 и N 145.4-5 сформирована Комиссия с назначением председателем Машкина А.В.
Решением Городской Думы города Ижевска от 23 июня 2020 года N 917 назначены выборы депутатов Городской Думы города Ижевска седьмого созыва на 13 сентября 2020 года.
20 февраля 2020 года Городской Думой города Ижевска решением N 855 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Городской Думы города Ижевска, в соответствии с которой численность избирателей Московского избирательного округа N 7 Ленинского района города Ижевска составляет 19 153 человек.
Постановлением Комиссии от 12 августа 2020 года N 123.1 по выборам депутатов Городской Думы города Ижевска седьмого созыва Модлею А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Ижевска седьмого созыва по Московскому одномандатному избирательному округу N 7.
Модлей А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ленинской территориальной избирательной комиссии города Ижевска (далее - Комиссия) о признании незаконным постановления от 12 августа 2020 года N 123.1, возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Городской Думы города Ижевска седьмого созыва по Московскому избирательному округу N 7.
Решением Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 18 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 августа 2020 года, административное исковое заявление Модлея А.А. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, административный истец в кассационной жалобе просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Порядок регистрации кандидатов в депутаты регламентирован Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ").
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам - 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 данной статьи.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ, в частности в подпункте "д" в качестве такого основания указано недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Удмуртской Республике урегулированы Законом N 33- РЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 Закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 Закона N 67-ФЗ).
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам - 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1 статьи 37 Закона N 67-ФЗ).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (пункт 6 статьи 37 Закона N 67-ФЗ).
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает, среди прочего, адрес места жительства, под которым в силу подпункта 5 статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя (пункт 11 статьи 37 Закона N 67-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в части 8 статьи 29 Закона N 33-РЗ.
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Закона N 67-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 30 Закона N 33-РЗ.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 6.4 статьи 38 Закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу указанных положений пункта 1 статьи 37 Закона N 67-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 29 Закона N 33-РЗ, а также схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Городской Думы города Ижевска, утвержденной решением N 855 Городской Думой города Ижевска от 20 февраля 2020 года, для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 7 Ленинского района города Ижевска необходимо представить 96 подписей. При этом Модлей А.А. представил подписные листы с количеством подписей 105, что соответствует допустимому превышению от числа необходимых подписей установленного пунктом 2 статьи 38 Закона N 67-ФЗ и части 5 статьи 30 Закона N 33-РЗ.
Протоколом об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по Московскому избирательному округу N 7 Модлея А.А. количество недействительных подписей определено 16, из которых 1 по основанию внесения сведений, не соответствующих действительности, 15 по основанию внесения подписей избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с законом, а именно в связи с отсутствием в подписных листах в сведениях об избирателях в адресе места жительства - наименования субъекта Российской Федерации и города.
Исходя из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 30 постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Разрешая настоящий административный спор, судами обоснованно принято во внимание, что наименование субъекта Российской Федерации и города является частью адреса места жительства избирателя, следовательно, должно было указываться в подписных листах, поскольку без указания этих данных невозможно установить действительное место проживания избирателя. При этом проведение выборов в Удмуртской Республике запланировано не только в городе Ижевске, но и в других городах Удмуртской Республики.
Вопреки доводам административного истца данная позиция не противоречит пункту 12 статьи 37 Закона N 67-ФЗ, согласно которому адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Так, не указание субъекта Российской Федерации и города в адресе места жительства избирателя, в данном конкретном случае не может не препятствовать его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства данного лица. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного пункт 1 статьи 39 Закона N 67-ФЗ.
Ссылка на то, что в паспортах некоторых избирателей отсутствует запись о субъекте Федерации и городе, данную информацию можно установить в результате проверки через регистр избирателей ГАС "Выборы", не может быть принята во внимание по мотивам, приведённым выше.
Поскольку представленных Модлеем А.А. достоверных подписей недостаточно для регистрации его кандидатом, у судов отсутствовали основания для признания незаконным постановления Ленинской территориальной избирательной комиссии города Ижевска от 12 августа 2020 года N 123.1.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Модлея А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.