Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" Андачкова С.И. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 8 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 марта 2020 года по административному делу N 3а-106/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о признании недействующим постановления от 27 февраля 2019 года N 4-1/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Карякина Е.А, объяснения представителей Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам по доверенности Александровой А.Г, Щукиной И.Г, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение старшего прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N/в (далее - оспариваемое постановление) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы согласно приложению N (пункт 1); установлены тарифы на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Аквастрой", оказывающего услугу холодного водоснабжения на территории Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, со дня вступления в силу постановления по ДД.ММ.ГГГГ согласно приложению N (пункт 2). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.cap.ru, в республиканской газете "Вести Чувашии" от ДД.ММ.ГГГГ N (1631).
ООО "Аквастрой" (далее - административный истец, общество, регулируемая организация) обратилось в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - административный ответчик, регулирующий орган), уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административные исковые требования мотивированы тем, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены тарифы на питьевую воду на уровне значительно ниже заявленных расходов, не возмещают расходов и не обеспечивают прибыль общества, надлежащее содержание и эксплуатацию объектов водоснабжения, чем нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
По мнению регулируемой организации, при установлении тарифа регулирующим органом грубо нарушена процедура принятия оспариваемого решения, не был установлен тариф на 2018 год, в то время как заявление об установлении тарифа содержало предложение об установлении тарифа на 2018-2021 годы, в отсутствие заявления об установлении тарифа на 2022 год и материалов, представленных регулируемой организацией установлен тариф на 2019-2022 годы; в нарушение законодательства выбран метод регулирования тарифа в виде метода индексации вместо положенного метода экономически обоснованных расходов (затрат); определены величины плановых объемов поставки ресурсов и необоснованно не приняты во внимание расчеты и документы, представленные в подтверждение объема полезного отпуска воды; неправомерно полностью исключены расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, в размере 235 515 рублей; неправомерно исключены из размера необходимой валовой выручки расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала в размере 48216 рублей; неправомерно уменьшена нормативная численность административно-управленческого персонала с предложенных обществом 7 человек до 0, 85 человек и неверно определен фонд оплаты труда административно-управленческого персонала в размере 268 917 рублей в год; с нарушением законодательства определен размер затрат ООО "Аквастрой" на приобретение электроэнергии; в нарушение закона в тариф не включена предпринимательская прибыль в размере 174 640 рублей, расходы по арендной плате.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 8 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 марта 2020 года, административные исковые требования ООО "Аквастрой" оставлены без удовлетворения.
В поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 3 сентября 2020 года кассационной жалобе, директор ООО "Аквастрой" Андачков С.И. просит отменить вышеназванные судебные акты в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам дела, а также неправильным применением судами норм материального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования общества.
В обоснование кассационной жалобы, выражая несогласие с постановленными по делу судебными актами, податель жалобы указывает на то, что судами не учтено, что ООО "Аквастрой" в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания) представило регулирующему органу "Баланс водоснабжения", сведения об объёме отпущенной воды по нормативам, справку о количестве населения в Сарабакасинском сельском поселении с разбивкой по деревням на 1 января 2018 года, то есть необходимые документы о фактических объёмах и динамике отпуска воды сельским поселением, ранее осуществлявшим полномочия в сфере водоснабжения населения деревень Сарабайкасы, Мокшино, Хурынлых.
Общество произвело расчёт и обоснование объёмов питьевой воды Сарабакасинского сельского поселения на 2018-2019 годы исходя из численности населения и нормативов потребления.
Податель жалобы считает, что судами без внимания оставлено то обстоятельство, что регулирующий орган необоснованно не применил пункты 22, 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила регулирования).
ООО "Аквастрой" предоставило регулирующему органу договор энергоснабжения, согласно которому отсутствуют иные точки потребления электроэнергии кроме объектов водоснабжения по которым осуществлялось установление тарифа, были предоставлены первичные документы о фактически понесенных затратах на приобретение электроэнергии, данные документы не получили надлежащей правовой оценки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Руководителем Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Колебановой Н.В. представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых она просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей административного ответчика и заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Такие существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Из материалов административного дела следует, что ООО "Аквастрой" с 2018 года является организацией, впервые осуществляющей холодное водоснабжение на территории Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. В предшествующий период услуги по холодному водоснабжению оказывала администрация Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация сельского поселения).
Согласно договору на сдачу в аренду муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (арендодатель) и ООО "Аквастрой" (арендатор), арендодателем в аренду арендатору на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переданы следующие объекты:
сооружения водозаборные - водоснабжение деревень Сарабайкасы, Мокшино; с кадастровым номером 21:21:0000000:6482, состоящие из двух водонапорных башен металлических, емкостью бака 15 куб.м и 25 куб.м, двух артезианских скважин глубиной 116 м и 118 м, двух станций управления для скважины, водопроводной сети протяженностью 6 151 м, водозаборных колонок - 30 шт, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Сарабакасинское сельское поселение, д. Сарабайкасы, д. Мокшино (год постройки 2012, лот N);
сооружения водозаборные - водоснабжение улиц Полевая, Новая, Березовая, Центральная, Молодежная деревни Хурынлых с кадастровым номером "данные изъяты", состоящие из водонапорной башни металлической, емкостью бака 25 куб.м, артезианской скважины глубиной 118 м, станции управления для скважины, водонапорной сети протяженностью 118 м, станции управления для скважины, водонапорной сети протяженностью 1470 м, водозаборных колонок - 9 шт, расположенных по адресу: "адрес" (год постройки 2014, лот N 2).
ООО "Аквастрой" ДД.ММ.ГГГГ обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (на питьевую воду) на 2018-2021 годы с применением метода индексации. В качестве метода регулирования тарифов органом регулирования тарифов выбран метод индексации, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования.
Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ открыто дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 - 2021 годы методом индексации.
Оспариваемым нормативным правовым актом для ООО "Аквастрой" установлен базовый уровень операционных расходов в размере 1 254, 751 тыс. руб. на 2019 год (приложение N), установлены тарифы на питьевую воду на 2019-2022 годы в следующих размерах: со дня вступления в силу по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 руб. коп. за 1 куб.м; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 17 руб. 1 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 17 руб. 1 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 17 руб. 61 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 17 руб. 61 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 18 руб. 8 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 18 руб. 8 коп.; с июля 2022 года по ДД.ММ.ГГГГ - 18 руб. 71 коп. (приложение N), тарифы на питьевую воду на 2018 год не установлены.
Судами первой и апелляционной инстанций проанализированы причины нарушения регулирующим органом сроков, установленных пунктами 8, 22, 27 Правил регулирования тарифов, пункта 31 (1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N-э (далее - регламент).
Суды пришли к выводу, что несоблюдение сроков связано с отсутствием необходимых документов, которые подлежали применению органом установления тарифов при расчёте тарифов, и последующим их предоставлением административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов в указанной части, поскольку допущенное нарушение срока принятия административным ответчиком решения об установлении тарифов обусловлено законными интересами административного истца и не нарушает его прав, тогда как установление тарифов на питьевую воду за прошедший период, противоречит действующему законодательству в сфере тарифного регулирования.
ООО "Аквастрой" к заявлению приложены и впоследствии регулирующему органу дополнительно представлены: баланс водоснабжения; расчет и обоснование объема питьевой воды сельского поселения на 2018 год в размере 13 524, 67 куб.м, исчисленного из норматива потребления куб.м в месяц на 1 человека из расчета проживающих 347 человек; число хозяйств и численность населения Сарабакасинского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; федеральное статистическое наблюдение за 2018 год по форме N-ТП водхоз, содержащее объем отпуска воды сельским поселением в сумме 21 004 куб.м по всем водонапорным башням (восемь); расчетные ведомости энергопотребления за апрель - декабрь 2017 года, выставленные сельскому поселению; договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между АО "Чувашская энергосбытовая компания" и ООО "Аквастрой", содержащий точки поставки электроэнергии: "адрес" счета-фактуры, акты приема-передачи электроэнергии, расчетные ведомости электропотребления за период с августа по декабрь 2018 года; акт о присоединении зданий и сооружений к централизованной системе холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем ООО "Аквастрой" не представлены регулирующему органу акты приемки водозаборных сооружений, коммуникаций и оборудования в эксплуатацию, годовые технические отчеты по эксплуатации систем водоснабжения и канализации в целом и отдельных сооружений, в том числе журналы эксплуатации.
Административным ответчиком при определении объема отпуска воды произведен расчет с учетом технических параметров работы в скважинах трех насосов ЭЦВ 6-6, 5-125 в размере: 129 832, 2 куб.м (2019 год); 129 832, 2 куб.м (2020 год); 129 832, 2 куб.м (2021 год); 129 832, 2 куб.м (2022 год).
Суд первой инстанции согласился с вышеуказанным расчетом объема отпуска воды, произведенным регулирующим органом, сославшись на то, что в материалы тарифного дела не представлены: доказательства учета сельским поселением, осуществлявшим полномочия в сфере водоснабжения населения деревень Сарабакасы, Мокшино, Хурынлых, объема воды, поднятой из скважин, договоры с потребителями за предшествующий период, эксплуатационные журналы к паспортам разведочно-эксплуатационных скважин (не велись). Первоначально на водозаборных сооружениях имелись приборы учета объема воды, поднятой из скважин, однако впоследствии прибор учета на одной скважине был демонтирован, в связи с чем учет объема поднятой воды не осуществлялся.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил в том числе из того, что отсутствие фактических объемов и динамики отпуска воды не позволили административному ответчику определить объем воды в предложенном обществом размере (13 524 куб.м в год), исчисленном расчетным путем исходя из количества проживающего населения на территории указанных населенных пунктов и установленного норматива потребления либо исходя из потребленной насосами электроэнергии и утвержденного удельного расхода электроэнергии, потребляемого в технологическом процессе подготовки питьевой воды на единицу объема воды, отпускаемого в сеть.
При этом суд первой инстанции не усмотрел нарушений действующего законодательства при определении административным ответчиком объема отпуска воды. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в означенной части.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с вышеприведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, находит их основанными на неправильном применении норм материального права исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования, Правила регулирования, Методические указания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое постановление принято регулирующим органом в пределах предоставленных ему полномочий, в установленной форме, процедуры принятия и публикации оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, что сторонами не оспаривается.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
К заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно пункту 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования
рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В силу пункта 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка следующим обстоятельствам.
В представленных паспортах разведочно-эксплуатационных скважин указан год бурения: N в д. Мокшино, N в д. Сарабакасы - 2012 год и N б/н в д. Хурынлых - 2014 год, отсутствуют даты ввода их в действие, начала эксплуатации и сроки фактического использования.
Из объяснений представителя заинтересованного лица - главы сельского поселения ФИО10 следует, что с использованием вышеозначенных водозаборных сооружений (скважин) до 2018 года осуществлялось администрацией сельского поселения холодное водоснабжение на территории Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, объяснения в указанной части подтверждаются письменными доказательствами по делу.
Таким образом, судами достоверно установлено, что водозаборные сооружения (скважины) не являлись на момент возникновения спорных правоотношений вновь созданными (новыми) объектами централизованных систем водоснабжения.
По мнению судебной коллегии, из пункта 6 Методических указаний, следует вывод о том, что объем отпуска (транспортировки) воды может быть определен расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов лишь в случае создания новых объектов централизованных систем водоснабжения.
В нарушение указанного требования регулирующим органом объем отпуска (транспортировки) воды определен расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов (работы трех насосов ЭЦВ 6-6, 5-125 в режиме 24 часа в сутки 365 дней в году), не являющихся новыми (вновь созданными). При этом в расчете использованы паспортные показатели работы насосов без учета нормального эксплуатационного износа оборудования и других факторов, влияющих на производительность насосов.
Кроме того, при изложенных обстоятельствах без должного анализа в целях последующего использования регулирующим органом оставлены представленные обществом сведения, в том числе из федерального статистического наблюдения за 2018 год по форме N-ТП водхоз, содержащие объем отпуска воды в размере 21 040 куб.м по всем водонапорным башням (восемь), используемым для водоснабжения в целом по сельскому поселению, несмотря на отсутствие в них отдельных данных об объеме отпуска воды, приходящемся исключительно на скважины N в д. Мокшино, N в д. Сарабакасы и N б/н в д. Хурынлых, для которых утверждены оспариваемые тарифы.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Определение объема отпуска (транспортировки) воды осуществлено регулирующим органом в нарушение требований Методических указаний, в связи с чем расчет тарифов на питьевую воду для ООО "Аквастрой" на 2019 - 2022 годы не является достоверным, нарушает права общества на установление экономически обоснованных тарифов на питьевую воду.
Допущенное судами обеих инстанций неправильное применение норм материального права привело к принятию неправильного судебного акта.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции, установив допущенную судами ошибку в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований ООО "Аквастрой".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемое постановление должно быть признано недействующим, суд кассационной инстанции учитывает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, с учетом содержания закрепленных им правовых норм, он признается судом кассационной инстанции недействующим с даты вступления в законную силу настоящего кассационного определения.
Кроме того, суд кассационной инстанции возлагает на регулирующий орган обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта. При принятии заменяющего нормативного правового акта регулирующему органу надлежит обратить внимание на указанное несоответствие и устранить его.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 8 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 марта 2020 года отменить.
По административному делу N 3а-106/2019 принять новое решение, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" удовлетворить.
Постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 27 февраля 2019 года N 4-1/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы" признать недействующим с даты вступления в законную силу настоящего кассационного определения.
Возложить на Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.