Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Алексеева Д.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никифорова Ю.В. на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 марта 2020 года по административному делу N 2а-5089/2019 по административному исковому заявлению Никифорова ФИО8 к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц изменений, внесенных в учредительные документы товарищества собственников недвижимости "Юбилейное".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никифоров Ю.В. (далее - административный истец) обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска (далее - инспекция, налоговый орган, административный ответчик).
В обоснование административного иска указано, что административный истец является членом товарищества собственников недвижимости (далее - ТСН, товарищество) "Юбилейное" и собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый N.
ДД.ММ.ГГГГ на территории садоводческого товарищества состоялось общее собрание его членов, на котором был утвержден новый устав ТСН "Юбилейное". На основании заявления и протокола общего собрания членов ТСН "Юбилейное" от ДД.ММ.ГГГГ N административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в учредительные документы, о регистрации устава товарищества в новой редакции.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признано недействительным решение общего собрания членов ТСН "Юбилейное" от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении нового устава ТСН "Юбилейное", в связи с чем товарищество должно было принять меры к отмене в ЕГРЮЛ записи об утверждении нового устава, чего сделано не было.
Считая решение налогового органа о регистрации в ЕГРЮЛ изменений в учредительные документы, о регистрации устава товарищества в новой редакции незаконным и подлежащим отмене, а свои права как члена товарищества нарушенными, административный истец с учетом произведенного уточнения административных исковых требований просил суд: признать незаконным решение налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ N о государственной регистрации в ЕГРЮЛ изменений, внесенных в учредительные документы ТСН "Юбилейное"; признать незаконными внесенные в ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 марта 2020 года, административные исковые требования Никифорова Ю.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 7 сентября 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Никифоров Ю.В, выражая несогласие с выводами судов и состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить их в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, поскольку это привело к принятию неправильного судебного акта, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы указано, что суды первой и апелляционной инстанций сделали ошибочный вывод о соответствии наименования товарищества собственников недвижимости "Юбилейное" требованиям федерального закона и об отсутствии оснований для отказа налогового органа в регистрации представленных на регистрацию документов.
По мнению подателя жалобы, незаконные действия инспекции, основанные на ничтожном решении общего собрания товарищества, в отсутствие предоставления всех необходимых документов, нарушили права, свободы и законные интересы административного истца, вынуждая его руководствоваться незаконной редакцией устава товарищества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Начальником инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ульяновска Баргаевым Т.Р. представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ председатель ТСН "Юбилейное" ФИО6 обратился в налоговый орган через многофункциональный центр с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. К заявлению были приложены: протокол общего собрания членов ТСН "Юбилейное" от ДД.ММ.ГГГГ N; устав ТСН "Юбилейное" в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно названному протоколу от ДД.ММ.ГГГГ N общим собранием товарищества приняты решения о приведении устава ТСН "Юбилейное" в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утверждении устава ТСН "Юбилейное", регистрации вносимых изменений ТСН "Юбилейное".
Рассматривая административное дело и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Никифорова Ю.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в проведении государственной регистрации изменений в устав ТСН "Юбилейное" на основании соответствующего заявления и пакета документов, представленных ДД.ММ.ГГГГ председателем ТСН "Юбилейное" ФИО6
Отвергая доводы апелляционной жалобы административного истца, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в отсутствие доказательств незаконности действий административного ответчика при регистрации изменений в учредительные документы ТСН "Юбилейное", а также нарушения прав административного истца оспариваемыми действиями судом принято правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;
решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме установленных Законом о государственной регистрации (пункт 4 статьи 9 названного Федерального закона).
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
Суд кассационной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что поскольку уполномоченным на то представителем ТСН "Юбилейное" в налоговый орган был представлен требуемый пакет документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в учредительные документы товарищества в соответствии с протоколом общего собрания участников юридического лица, то у административного ответчика отсутствовали установленные законом основания для отказа во внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях, вносимых в устав юридического лица, на что и было правильно указано судами первой и апелляционной инстанции.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе проверены судами и получили надлежащую оценку в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций посредством исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в результате сделан обоснованный вывод о том, что при вышеизложенных обстоятельствах административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (решений) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, что явилось основаниями для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никифорова Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 23 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.