Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Картовенко С.С. и Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 июля 2020 года по административному делу N 2а-2150/2020 по административному исковому заявлению прокурора Старомайнского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области о признании незаконным бездействия по организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом - дровами, обязании организовать снабжение населения топливом.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Старомайнского района Ульяновской области (далее - административный истец, прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области (далее - административный ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия по организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом - дровами, возложении обязанности организовать снабжение населения топливом.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной в марте 2019 года прокуратурой проверкой установлено, что административным ответчиком не урегулирован вопрос организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом - дровами, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не разрабатывались и не издавались.
Вследствие указанного бездействия органа местного самоуправления информация о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области и использующих печное отопление, не аккумулируется, соответствующий мониторинг и сбор сведений о потребности населения в твердом топливе не осуществляется. Из-за отсутствия правового регулирования в сфере организации снабжения населения топливом со стороны администрации муниципального образования приобретение топлива гражданами осуществляется самостоятельно, в том числе посредством его купли-продажи на "стихийных" рынках. По этой причине льготная категория граждан при покупке дров не может получить подтверждающие документы о стоимости топлива, его доставки до места назначения, являющиеся основанием для получения соответствующей компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По указанной причине 18 марта 2019 года прокурором внесено представление главе администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области, которое не исполнено, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 июля 2020 года без изменения, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично; постановлено обязать администрацию муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области в рамках статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организовать снабжение населения топливом, в том числе твёрдым топливом - дровами. В удовлетворении остальной части требований прокурора отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 15 сентября 2020 года, администрация муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области, не соглашаясь с судебными актами судов обеих инстанций в части возложения на Администрацию обязанности организовать снабжение населения топливом, в том числе твёрдым топливом - дровами, ставит вопрос об отмене в названной части решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как принятых с нарушением норм материального права, а также без учета обстоятельств, имеющих правовое значение для административного дела и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. При этом податель кассационной жалобы указывает, что положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений разработку и утверждение какого-либо правового акта в сфере теплоснабжения, в том числе Положения об организации снабжения населения топливом, не относит. Между тем принятие муниципальных правовых актов является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Следовательно, по мнению автора кассационной жалобы, суд не вправе вмешиваться в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления по осуществления возложенных законом полномочий и возлагать обязанность по принятию того или иного нормативного правового акта.
Также в кассационной жалобе указывается на невозможность исполнения постановленного по административному делу судебного акта суда первой инстанции, поскольку в резолютивной части решения указан вопрос местного значения, а не полномочие, которым наделен исполнительный орган местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций, что привело бы к принятию незаконных судебных актов в обжалуемой части не допущено.
Как следует из материалов административного дела, 18 марта 2019 года прокурором Старомайнского района Ульяновской области по результатам проведенной прокурорской проверки главе администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области внесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в отсутствии нормативного правового акта по организации снабжения населения твёрдым топливом (дровами), бездействия по сбору сведений о потребности населения в твердом топливе.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор указал, что отсутствие правового регулирования в сфере организации снабжения населения топливом со стороны администрации муниципального образования влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе имеющих право на льготное получение топлива.
Разрешая административный спор и принимая решение в вышеприведенной формулировке, суд первой инстанции указал, что административный ответчик надлежащим образом процесс теплоснабжения населения в границах муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области не организовал.
При этом суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, констатировал, что административным ответчиком нормативно вопрос организации снабжения населения спорного муниципального образования твердым топливом не урегулирован, соответствующее положение не принято и не утверждено, что может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, предусмотрено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац 12 часть 1 статья 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 4 статьи 16 названного федерального закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Руководствуясь приведенными выше требованиями федеральных законов и фактическими обстоятельствами административного дела, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии в спорном муниципальном образовании нормативного регулирования снабжения твердым топливом населения и в качестве способа устранения нарушения требований законов возложили на административного ответчика обязанность по организации снабжения населения твердым топливом - дровами.
Администрацией муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций не представлено доказательств, опровергающих приведенные выше выводы судов.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит прямого указания на совершение административным ответчиком действий по принятию конкретного муниципального правового акта, что могло бы быть расценено как вмешательство в деятельность исполнительного органа местного самоуправления.
Иные доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебного акта, постановленного по административному делу в обжалуемой части, не могут повлечь его отмену, поскольку являются необоснованными и, кроме этого, данные вопросы могут быть разрешены в ином процессуальном порядке, предусмотренном главой 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Прочие аргументы автора кассационной жалобы и изложенные им обстоятельства являлись предметом исследования судов, получили с их стороны надлежащую правовую оценку, ее обоснованности не опровергают и не свидетельствуют о нарушении ими норм права при принятии обжалуемых судебных актов, сводятся к иной оценке заявителем фактических обстоятельств, что само по себе не свидетельствует о наличии в принятых по делу судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке в обжалуемой части.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.