Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ашурковой Н.П. на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 4 августа 2020 года по административному делу N 2а-2-29/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области к Ашурковой Н.П. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к Ашурковой Н.П. о взыскании пени по транспортному налогу, указав в обоснование на неисполнение административным ответчиком, являющейся собственником транспортных средств, обязанности по уплате транспортного налога, в связи с чем ей произведено начисление пеней за неуплату налога за 2014 - 2017 годы в общем размере "данные изъяты" рублей.
Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 4 августа 2020 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 23 сентября 2020 года, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 сентября 2020 года, Ашуркова Н.П. выражает несогласие с судебными постановлениями, просит их отменить и отказать в удовлетворении административных исковых требований, полагая, что в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть начислены пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог уплатить в связи с принудительным взысканием самого налога, возбуждением исполнительного производства.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Положения указанных выше пунктов статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Тогда начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О).
Судами установлено, что Ашуркова Н.П. являлась собственником нескольких транспортных средств, в связи с неуплатой транспортного налога ей направлены требования N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме начисленной недоимки по пени. Решениями Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с Ашурковой Н.П. взыскана задолженность по транспортному налогу и пени за 2014 год, за 2015 год. Определением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 3 сентября 2019 года прекращено производство по административному делу в связи с уплатой Ашурковой Н.П. транспортного налога за 2017 год и пени, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из расчетов сумм пени, предъявленных ко взысканию в настоящем деле, усматривается, что пени начислены в связи с несвоевременной уплатой вышеуказанных транспортных налогов.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговый орган не применил положения абзаца 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика, подлежит отклонению.
Доказательств ограничения посредством указанных мер права пользования имуществом или изъятия имущества административного ответчика в дело не представлено.
При изложенных данных доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для ее удовлетворения и не могут повлечь отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ашурковой Н.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.