Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В. и Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения (далее - ФГБУ) "Волжско-Камский государственный биосферный заповедник" З на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 9 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 марта 2020 года
по административному делу N 2а-877/2019 по административным исковым заявлениям ФГБУ "Волжско-Камский государственный биосферный заповедник" и Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, руководителю Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Ф о признании незаконными постановлений органа местного самоуправления о проведении торгов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителя административного ответчика К, заинтересованного лица С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
28 августа 2018 года должностным лицом Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет) вынесены постановления N 3046 и N 3047 "О проведении торгов на повышение стоимости годовой арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 500 квадратных метров каждый, с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес"" (далее - постановления от ДД.ММ.ГГГГ N и N)
Указанные земельные участки входят в охранную зону Саралинского участка Волжско-Камского государственного биосферного заповедника, которая зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости как зона с особыми условиями использования территорий.
По результатам торгов 14 ноября 2018 года между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и арендатором С заключены договоры аренды указанных земельных участков.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, административные истцы оспорили их в судебном порядке, ссылаясь на их незаконность.
Решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 9 октября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в собственность физических лиц земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий. Кроме того, факт негативного воздействия на природные комплексы заповедника не установлен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года кассационная жалоба Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам на вышеуказанные судебные акты оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФГБУ "Волжско-Камский государственный биосферный заповедник" выражает несогласие с принятыми судебными постановлениями, приводя доводы об их незаконности. По мнению заявителя жалобы, судами не учтены требования Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного биосферного заповедника, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года N 217, которым установлен запрет на предоставление земельных участков для строительства и ведения личного подсобного хозяйства в охранной зоне заповедника.
Кроме того, 22 октября 2019 года при ознакомлении представителя административного истца с материалами дела установлено отсутствие подписи председательствующего судьи в протоколах судебных заседаний от 19 сентября 2019 года и 9 октября 2019 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Отсутствие в деле протокола судебного заседания является безусловным основанием для отмены судебного акта (пункт 6 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 204 названного Кодекса в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание) ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.
Статьями 205 и 206 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования, предъявляемые к протоколу судебного заседания должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела.
Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания (часть 2 статьи 206 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из указанных правовых норм следует, что протокол судебного заседания является таковым лишь в случае, если он подписан не только секретарем судебного заседания, но и председательствующим в судебном заседании. Отсутствие подписи председательствующего свидетельствует об отсутствии протокола судебного заседания как процессуального документа и существенном нарушении норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что резолютивная часть решения суда первой инстанции объявлена 9 октября 2019 года, а мотивированное решение составлено 10 октября 2019 года. Исходя из объяснений секретаря судебного заседания и фотокопий представителя административного истца (л.д. 156-159, 191 т.1), протоколы судебных заседаний от указанных дат были переданы судье для проверки только 22 октября 2019 года, то есть после ознакомления представителя административного истца с материалами дела. Следовательно, сведения, изложенные в протоколах судебных заседаний, не были предметом исследования и оценки при принятии решения судом первой инстанции, что не соответствует требованиям статей 13, 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии протокола судебного заседании, что является основанием для отмены судебного акта исходя из требований пункта 6 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции указанные нарушения не устранены.
В связи с допущенными нарушениями норм процессуального права судебные постановления первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в районный суд в ином составе судей.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 9 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 марта 2020 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года отменить.
Административное дело направить в Лаишевский районный суд Республики Татарстан на новое рассмотрение в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.