Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В. и Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу I на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 января 2020 года по административному делу N 2а-5066/2019 по административному исковому заявлению I к Администрации Калининского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 29 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия
установила:
I 10 мая 1979 года поставлена на регистрационный учет по адресу: "адрес"
В настоящее время I фактически проживает в общежитии по адресу: "адрес". Площадь жилого помещения - комнаты, в котором проживает I вместе с дочерью и двумя внуками, составляет 11, 2 квадратных метров.
Усматривая нарушение своих жилищных прав, I обратилась в Администрацию Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
29 января 2019 года органом местного самоуправления отказано в постановке I на соответствующий учет, поскольку место жительство последней в настоящее время не определено (далее - решение от 29 января 2019 года).
Не согласившись с указанным решением I оспорила его в судебном порядке, ссылаясь на его незаконность.
Решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. Судом сделан вывод о том, что административным истцом не представлено доказательств легитимности пребывания на территории Калининского района города Уфы на момент обращения к административному ответчику с вышеуказанным заявлением.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе I выражает несогласие с принятыми судебными актами, приводя доводы об их незаконности. По мнению заявителя жалобы, отсутствие государственной регистрации по фактическому месту жительства не является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, выводы административного ответчика, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, не соответствуют требованиям статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлен в главе 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 вышеуказанного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Частью 4 вышеприведенной статьи предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Обязанность самостоятельно запросить документы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, необходимые для принятия гражданина на учет, возложена на орган местного самоуправления, осуществляющего такой учет.
Частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции пришли к выводу, что I, обращаясь в орган местного самоуправления, не доказала законность проживания на территории Калининского района города Уфы, в связи с чем административный ответчик правомерно принял оспариваемое решение об отказе в принятии I на соответствующий учет.
Указанный вывод нельзя признать правильным.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что I оспорила решение органа местного самоуправления в порядке административного судопроизводства, ссылаясь на его незаконность.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении административного дела, установлены в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, среди которых следует установить соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Приведенное в оспариваемом акте основание для отказа в постановке I на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не предусмотрено частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не содержит ссылки на соответствующий пункт данной статьи, в связи с чем не соответствует части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормативным правовым актам с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая нарушение жилищных прав I и норм материального права, судебные постановления подлежат отмене, с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 января 2020 года отменить, принять новое решение.
Признать решение Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в постановке I на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 29 января 2019 года незаконным.
Обязать Администрацию Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление I о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.