Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Похвистнево Самарской области на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 4 августа 2020 года по административному делу N 2а-395/2020 по административному исковому заявлению К.Е.В. к администрации городского округа Похвистнево Самарской области о признании незаконными действия по отказу в предоставлении муниципальной услуги.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя администрации городского округа Похвистнево Самарской области по доверенности К.Р.Н, возражения К.Е.В. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.Е.В. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Похвистнево Самарской области (далее - административный ответчик, Администрация) с вышеназванными требованиями.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она проживает по адресу: "адрес", где во дворе указанного дома расположен сарай, который находится в ее собственности.
ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении расположенного под указанным объектом недвижимости земельного участка площадью 26 кв.м в собственность.
Уведомлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. было предложено согласовать указанную схему расположения земельного участка с отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Похвистнево Самарской области и муниципального района Похвистневский, ресурсоснабжающими организациями и собственниками-нанимателями жилых помещений по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. повторно обратилась в Администрацию, дополнительно представив выписку на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ административный истец получила от Администрации уведомление N об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на том основании, что к заявлению не приложена схема расположения земельного участка.
По мнению административного истца, действия административного ответчика по отказу в предоставлении муниципальной услуги, выраженные в форме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N, являются незаконными, поскольку схема расположения земельного участка ею была представлена в Администрацию при первоначальном обращении.
Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 1 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 4 августа 2020 года, административные исковые требования К.Е.В. удовлетворены, постановлено признать незаконными действия администрации городского округа Похвистнево Самарской области по отказу в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования". На администрацию городского округа Похвистнево Самарской области возложена обязанность принять решение по заявлению К.Е.В. о предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования".
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 6 октября 2020 года, администрация городского округа Похвистнево Самарской области просит об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы Администрация не соглашается с выводами судов о нарушении порядка рассмотрения заявления К.Е.В, поскольку основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги явилось отсутствие в представленных заявителем документах схемы расположения земельного участка. Автор кассационной жалобы утверждает, что уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу не было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, и после устранения причин, послуживших основанием для принятия названного уведомления, К.Е.В. не лишена возможности повторно обратиться за получением муниципальной услуги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания суда кассационной инстанции извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. обратилась в администрацию городского округа Похвистнево Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 26 кв.м, расположенного в "адрес", во дворе "адрес", категория земель: земли населенных пунктов.
Уведомлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. было предложено согласовать схему расположения земельного участка с отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа "адрес" и муниципального района Похвистневский, ресурсоснабжающими организациями и собственниками-нанимателями жилых помещений по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. повторно обратилась в Администрацию, дополнительно представив выписку на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка, так как заявителем не представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что в оспариваемом уведомлении приведены основания, не предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с законностью и обоснованностью постановленных судами судебных актов исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Руководствуясь приведенными требованиями закона, суды пришли к правильным выводам о недоказанности административным ответчиком законности оспариваемого уведомления.
В силу содержания пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 названной статьи, к числу которых относятся: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Постановлением администрации городского округа Похвистнево от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктами 3.4, 3.5 Административного регламента должностное лицо, ответственное за прием документов, осуществляет прием документов, проверяет комплектность представленных заявителем документов, исходя из требований пункта 2.6 Административного регламента, и формирует комплект документов, представленных заявителем, регистрирует запрос (заявление) в журнале регистрации входящих документов. Если при проверке комплектности представленных заявителем документов, исходя из соответственно требований пункта 2.6 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием документов, выявляет, что документы, представленные заявителем для получения муниципальной услуги, не соответствуют установленным настоящим Административным регламентом требованиям, оно уведомляет заявителя о недостающих документах и предлагает повторно обратиться, собрав необходимый пакет документов.
Таким образом, как правильно указано судами обеих инстанций, из вышеуказанного нормативного регулирования следует, что отсутствие среди представленных заявителем для получения муниципальной услуги (утверждение схемы расположения земельного участка) документов, предусмотренных Административным регламентом, не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а наделяет уполномоченный орган местного самоуправления обязанностью уведомить заявителя о недостающих документах и предложить повторно обратиться с заявлением, и принять решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по данным причинам.
Приведенная в Административном регламенте процедура Администрацией соблюдена не была. Содержание оспариваемого уведомления не соответствует ни требованиям земельного законодательства, ни положениям Административного регламента.
Кроме этого, как следует из материалов административного дела и не оспаривается административным ответчиком, при первоначальном обращении ДД.ММ.ГГГГ К.Е.В. к административному ответчику к заявлению о предоставлении муниципальной услуги ею была приложена схема расположения земельного участка. При этом результат рассмотрения названного заявления, как следует из ответов Администрации на меры прокурорского реагирования, был признан необоснованным.
При данных обстоятельствах, уклонение административного ответчика, выраженное в форме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N, от рассмотрения заявления К.Е.В. по существу вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в Администрации, обоснованно признано судами незаконным.
Оснований не согласиться с правовой позицией судов обеих инстанций у судебной коллегии Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется по вышеприведенным мотивам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, решение районного суда и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Похвистневского районного суда Самарской области от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Похвистнево Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.