Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу заинтересованного лица ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2020 года по административному делу N 2а-1503/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов N 1 УФССП России по Республике Марий Эл ФИО5, УФССП России по Республике Марий Эл об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Белова В.И, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца ФИО2 по доверенности адвоката ФИО6, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО5, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, в котором с учетом уточнений просил признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО5 от 18 февраля 2020 года о расчете задолженности по алиментам; о внесении изменений в постановление о расчете задолженности по алиментам от 26 мая и 10 июня 2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании судебного приказа от 28 января 2019 года, выданного мировым судьей судебного участка N 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл, в отношении него 15 февраля 2019 года возбуждено исполнительное производство N 11074/20/12023-ИП, предмет исполнения: взыскание в пользу ФИО1 алиментов на содержание несовершеннолетних детей - ФИО3, 5 октября 2006 года рождения, ФИО4, 3 января 2012 года рождения, в размере 1/3 части заработка и иного дохода.
В рамках указанного исполнительного производства из его заработной платы регулярно в установленном судебным приказом размере удерживались алименты, задолженности он не имел. Однако постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 февраля 2020 года ему была определена задолженность по алиментам в размере "данные изъяты", исходя из денежных средств, поступивших в период с января по декабрь 2019 года на его счета в Банке ВТБ (ПАО) и ПАО "Сбербанк России".
Полагает данное постановление незаконным, поскольку денежные средства, из которых рассчитана спорная задолженность, являются не доходом, а заемными денежными средствами. Постановлениями от 26 мая и 10 июня 2020 года судебный пристав-исполнитель внес изменения в оспариваемое постановление, что также является незаконным ввиду отсутствия у него на то соответствующих оснований.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2020 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено.
Признаны незаконными вынесенные судебным приставом- исполнителем Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл постановления: от 18 февраля 2020 года о расчете задолженности по алиментам; от 26 мая 2020 года о внесении изменений в постановление от 18 февраля 2020 года о расчете задолженности по алиментам; 10 июня 2020 года о внесении изменений в постановление от 18 февраля 2020 года о расчете задолженности по алиментам.
Не согласившись с принятым апелляционным определением, заинтересованное лицо ФИО1 8 октября 2020 года через суд первой инстанции обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 21 октября 2020 года, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Давая собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, податель жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. При этом заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции неверно указал на отсутствие задекларированных административным истцом налоговому органу сведений о своих доходах за вычетом налогов, без ссылки на какие - либо нормы права, которые бы опровергали нормы подпункта 10 части 1 статьи 208 и статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года N 841, с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года N 613, которыми указанное апелляционным судом обстоятельство не предусмотрено.
Не учтено, что судебный пристав-исполнитель при расчете задолженности по алиментам с сумм, поступивших на банковские счета должника, определили вычел сумму налога с указанных сумм в размере 13% (НДФЛ) в связи с чем сам смысл в декларировании должником данных сумм дохода налоговому органу или отсутствие такого декларирования значения для разрешения данного спора по существу не имеет по причине учета сумм налога на доход физических лиц приставом-исполнителем при производстве расчета размера задолженности по алиментам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, апелляционное определение сомнений в законности не вызывает.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в судебном акте и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать апелляционное определение неправильным.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов N 1 УФССП России по Республике Марий Эл ФИО5 от 18 февраля 2020 года на основании судебного приказа от 28 января 2019 года, выданного в отношении ФИО2 возбуждено исполнительное производство N 11074/20/12023-ИП, предмет исполнения: взыскание в пользу ФИО1 алиментов на содержание несовершеннолетних детей - ФИО3, 5 октября 2006 года рождения, ФИО4, 3 января 2012 года рождения, в размере 1/3 части заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с 23 января 2018 года и до совершеннолетия Ильи - 5 октября 2024 года, а в дальнейшем в размере 1/4 части заработка и иного дохода ежемесячно до совершеннолетия Дарьи - 3 января 2030 года.
В рамках указанного исполнительного производства 18 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому ФИО2 определена задолженность по алиментам за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере "данные изъяты".
Расчет задолженности был произведен судебным приставом- исполнителем исходя из размера поступивших на банковские счета ФИО2 - в ПАО "Сбербанк России" (40817810137006034352) и в Банк ВТБ (ПАО) (40817810912094002144) денежных средств в общей сумме "данные изъяты". за вычетом налога на доходы физических лиц (13%).
Определением от 25 марта 2020 года мировым судьей судебного участка N 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл внесены исправления в вышеуказанный судебный приказ от 28 января 2019 года; указана дата начала взыскания алиментов - 23 января 2019 года, в связи с чем постановлением от 26 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем в постановление от 18 февраля 2020 года внесены изменения - размер задолженности по алиментам определен за период с 23 января 2019 года по 31 декабря 2019 года исходя из поступивших в данный период на указанные выше банковские счета должника денежных средств в общей сумме "данные изъяты". за вычетом налога на доходы физических лиц и составил "данные изъяты".
В связи с представлением в ходе судебного разбирательства стороной административного истца доказательств наличия у ряда денежных поступлений на банковских счетах иной правовой природы, постановлениями судебного пристава-исполнителя от 10 июня 2020 года внесены изменения в постановление от 18 февраля 2020 года, задолженность ФИО2 по алиментам определена в размере "данные изъяты". (исходя из совокупной суммы поступлений в размере "данные изъяты" руб. за вычетом налога на доходы физических лиц).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что поступившие на счета административного истца в период с 23 января 2019 года по 31 декабря 2019 года денежные средства в общем размере "данные изъяты" руб. обоснованно квалифицированы судебным приставом-исполнителем как доход, из которого подлежат удержанию спорные алименты в соответствии с подпунктом "о" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административное исковое заявление, суд апелляционной инстанции исходил из того, что каких-либо сведений, подтверждающих факт получения административным истцом доходов в указанном в оспариваемых постановлениях размере, декларирование данных доходов в налоговом органе в установленном законом порядке и удержания (уплаты) с них соответствующих налогов материалы административного дела и исполнительного производства не содержат.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм действующего законодательства, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка на получение содержания от своих родителей (пункт 1 статьи 60) и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80).
Надлежащее исполнение родителями обязанности заботиться о детях неразрывно связано с реализацией ими таких гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, как право на труд, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также имущественные права, осуществление которых предполагает возможность распоряжения своими способностями и имуществом различными, самостоятельно избранными способами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 года N 17-П).
В соответствии с частью 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В силу части 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Правительством Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей", предусматривает, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.
По смыслу приведенного правового регулирования судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности по алиментам исходя из документально подтвержденных доходов должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке и с которых удержаны (уплачены) соответствующие налоги.
При отсутствии сведений о таких доходах судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнительного производства N 11074/20/12023-ИП судебный пристав-исполнитель, вынося оспариваемые постановления от 18 февраля 2020 года о расчете задолженности по алиментам и от 26 мая 2020 года, от 10 июня 2020 года о внесении изменений в постановление о расчете задолженности по алиментам, руководствовался сведениями из выписок по банковским счетам ФИО2, полученных из Банка ВТБ (ПАО) и ПАО "Сбербанк России".
Однако, как верно указано судом апелляционной инстанции, судебным приставом не учтено, что отсутствуют сведения, подтверждающие факт получения ФИО2 в указанном размере именно доходов, учете их в налоговом органе в установленном законом порядке и удержания (уплаты) с них соответствующих налогов. При этом ФИО2 при расчете не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю необходимые финансовые документы, подтверждающие его фактические доходы и расходы в спорный период.
Бесспорных доказательств того, что расчет произведен исключительно из доходов с учетом расходов, материалы дела не содержат.
Необходимо констатировать, что по данному административному делу правовых оснований, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судом апелляционной инстанции не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным и обоснованным, приходя к выводу о том, что суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, его позиция не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы с иным толкованием положений законодательства об исполнительном производстве не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции. Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не могут служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда апелляционной инстанции, который при известных позициях сторон дал им объективную оценку с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу заинтересованного лица ФИО1- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 15 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.