Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шица Ильи Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года по административному делу N 2а-3061/2019 по административному исковому заявлению Шица Ильи Сергеевича к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка в рамках государственной программы.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года административное исковое заявление Шица И.С, с учетом уточнений, удовлетворено частично, решение Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 11 по реализации муниципальной подпрограммы "Государственная поддержка граждан муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования" в части обеспечения жильём молодых семей муниципального района Туймазинский район на основании Приложений N 10 и N 11 государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 686 об отказе Шицу И.С. в получении социальной выплаты при рождении ребенка признанно незаконным. На Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан возложена обязанность устранить допущенные нарушения. В удовлетворении остальной части административного иска Шицу И.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 10 сентября 2020 года, Шиц И.С. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, ссылаясь на то, что его семья отвечает всем требованиям, предъявляемым постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2018 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а именно, семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; возраст супругов не превышает 35 лет; в браке рождены дети; имеется непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3). Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу пункта 2 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пени за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (подпункт "е").
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), введенному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 года N 73, по программе, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 131 "О республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы", и которым внесены изменения в государственную программу "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан", утверждённую постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 686, социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка (детей) предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящегося жилого помещения или строящегося индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Социальные выплаты предоставляются на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договорам об улучшении жилищных условий, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным договорам.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка представления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям:
а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий;
б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей);
в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет;
г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до 31 декабря 2015 года включительно.
Для получения социальной выплаты молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) представляет в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту постоянного жительства необходимые документы, в том числе копию кредитного (ипотечного) договора (договора займа) и справку об остатке задолженности по данному договору (п. 2.3 Порядка).
Согласно пункту 2.7 Порядка основанием для отказа молодой семье в получении социальной выплаты может являться несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка.
Судами установлено, что 14 декабря 2012 года решением комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан молодая семья Шица И.С, состоящая из четырех человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Для улучшения жилищных условий 22 января 2013 года между Аминевой А.Г, Усмановой А.Ф. действующей от имени своего несовершеннолетнего сына Усманова Ф.Ф. (продавцы) и Шицем И.С. (покупатель) заключен договор купли продажи квартиры с использованием кредитных средств. Предметом данного договора является квартира, состоящая из двух жилых комнат, общей площадью 50, 9 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
В тот же день между "Газпромбанк" (ОАО) и Шицем И.С. был заключен кредитный договор N 0010-И-007/13. Предметом договора является предоставление кредита в размере 1 570 000 рублей заемщикам на приобретение объекта недвижимости: квартиры, находящейся по адресу: "адрес". Согласно пункта 2.4 кредитного договора в качестве обеспечения обязательств по договору заемщик предоставляет кредитору залог квартиры, приобретаемой за счёт настоящего кредита (права кредитора удостоверены закладной).
В соответствии с уведомлением жилищного отдела Административного ответчика о решении комиссии муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан по реализации "Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы N 6 от 30 марта 2016 года молодая семья Шица И.С. была признана участником "Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы" на предоставление социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка.
Указанное уведомление было выдано на основании заявления административного истца N 3-1160 от 23 марта 2016 года в связи с рождением второго ребенка 9 августа 2015 года.
20 апреля 2018 года между ПАО "Сбербанк России" и Шицем И.С, Шиц Л.Р. был заключен кредитный договор N 67751. Предметом договора является предоставление кредита в размере 918931 рубль 36 копеек для погашения рефинансирования жилищного кредита, предоставляемого на приобретение объекта невидимости квартиры, расположенной по адресу "адрес". Залоговая стоимость объекта недвижимости устанавливается 90% от его стоимости в соответствии с отчетом об оценке стоимости объекта недвижимости.
24 мая 2018 года между ПАО "Сбербанк России" и Шицем И.С. заключен договор ипотеки N 13015-3, предметом которого является передача залогодателем в залог залогодержателю недвижимого имущества квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Залоговая стоимость объекта недвижимости сторонами определена в размере 1 736100 рублей.
Согласно справке ПАО Сбербанк России по состоянию на 24 октября 2019 года сумма задолженности по кредитному договору N 67751 от 20 апреля 2018 года составляет 771 341 рублей 18 копеек.
18 октября 2019 года в связи с несоответствием требованиям пункта 2.1 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), введенного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 686 (отсутствие задолженности по договору об улучшении жилищных условий), Шицу И.С. отказано в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что кредитный договор от 20 апреля 2018 года был направлен на погашение ранее предоставленного семье кредита на приобретение жилья, в связи с чем основания для отказа в получении социальной выплаты не имелось.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами, поскольку кредит, полученный супругами Шиц 20 апреля 2018 года в ПАО "Сбербанк России", имеет целевое назначение: полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 22 января 2013 года. На момент оспариваемых действий кредитный договор на улучшение жилищных условий, заключенный с ПАО "Газпромбанк" 22 января 2013 года, полностью погашен, а возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному с целью рефинансирования ранее предоставленного ипотечного кредита, законодателем не предусмотрена.
Учитывая отсутствие задолженности по договору о предоставлении ипотечного жилищного кредита, заключенному для приобретения жилого помещения, оснований для признания решения административного ответчика об отказе в предоставлении социальной выплаты Шицу И.С. незаконным, у суда не имелось.
Между тем, такой вывод основан на неправильном толковании закона. Анализируя приведенные выше законоположения в системной взаимосвязи, значимыми по делу обстоятельствами является наличие у молодой семьи непогашенной основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, при наличии признания в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий супругов, не достигших на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) 35 лет, при рождении ребенка (детей) до 31 декабря 2015 года включительно. Заключение жилищного кредита в порядке рефинансирования не может служить основанием для отказа в социальной выплате, направленной в целях оказания государственной поддержки молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иное противоречило бы смыслу названных нормативных правовых актов.
Поскольку семья Шица И.С. отвечала критериям, установленным пунктом 2.1 Порядка представления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии прав у молодой семьи на получение социальной выплаты и обоснованно удовлетворил административное исковое заявление.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указано, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В данном случае нарушение судом апелляционной инстанции материального закона повлекло принятие неправильного судебного акта, в связи с чем он подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года отменить, оставив в силе решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.