Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 года по административному делу N 3а-20/2020 по административному исковому общества с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" о признании не действующим полностью приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О долгосрочных параметрах регулирования для ООО "Завьялово Энерго" на 2015 - 2019 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Завьялово Энерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на 2015-2019 годы".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку представителя ООО "Завьялово Энерго" по доверенности М.Т.С, возражения представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по доверенности Л.С.О, представителя ООО "Россети" по доверенности Д.Н.В,, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Т.А.А, полагавшего апелляционное определение не подлежащим отмене либо изменению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК Удмуртской Республики) от ДД.ММ.ГГГГ N "О долгосрочных параметрах регулирования для ООО "Завьялово Энерго" на 2015 - 2019 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Завьялово Энерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на 2015 - 2019 годы" (далее - Постановление N) установлены: долгосрочные параметры регулирования для ООО "Завьялово Энерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы (приложение 1); необходимая валовая выручка ООО "Завьялово Энерго" на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы (без учета оплаты потерь) (приложение 2); индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Завьялово Энерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы (приложение 3).
Постановление N опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в печатном издании "Известия Удмуртской Республики".
Приказами Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Министерство энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики) от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой Удмуртской Республики) от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованными на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru), в Постановление N внесены изменения.
Во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в согласовании решения Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Удмуртской Республики на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России, на 2019 год и отмене приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Удмуртской Республики на 2019 год" (далее - приказ ФАС России N) приказом Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О долгосрочных параметрах регулирования для ООО "Завьялово Энерго" на 2015 - 2019 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Завьялово Энерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на 2015 - 2019 годы" (далее - Приказ N), опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru), приложения 2 и 3 к постановлению N изложены в новой редакции, в соответствии с которой:
необходимая валовая выручка на 2019 год установлена в размере 29 534, 45 тысяч рублей (до внесения изменений - 38 019, 20 тысяч рублей); изменены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Завьялово Энерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на 2 полугодие 2019 года: ставка за содержание электрических сетей (двухставочный тариф) (руб./МВт.ч) - 268 628, 12 (до внесения изменений - 485 186, 32); одноставочный тариф (руб./кВт.ч) - 0, 9151 (до внесения изменений - 1, 2491).
ООО "Завьялово Энерго" обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим полностью Приказ N, указывая, что административным ответчиком нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрено право органа регулирования тарифов по собственной инициативе корректировать необходимую валовую выручку в течении текущего периода регулирования. Корректировка Минстроем Удмуртской Республики необходимой валовой выручки осуществлена без учета ранее определённых фактических значений показателей надежности и качества. Административный истец не соглашается с выводами эксперта, которые были положены в основу принятого тарифного решения. Неправомерные действия органа по тарифному регулированию повлекли необоснованное изменение индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между ООО "Удмуртэнергонефть" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы. По мнению ООО "Завьялово Энерго", принятым нормативным правовым актом нарушается баланс интересов между потребителями услугу и поставщиком.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ требования ООО "Завьялово Энерго" об оспаривании нормативного правового акта удовлетворены, Приказ N признан не действующим со дня принятия, на Минстрой Удмуртской Республики возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано, с Минстроя Удмуртской Республики взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 20 октября 2020 года, ООО "Завьялово Энерго" просит об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, и оставлении решения суда первой инстанции в силе.
В качестве доводов кассационной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о законности нормативного правового акта, поскольку для оспаривания тарифных решений установлен судебный и административный порядок, предусмотренный Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Между тем данные Правила при принятии оспариваемого Приказа не применялись.
Приказ N принят в порядке отказа в согласовании в установлении единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории Удмуртской Республики выше предельных максимальных уровней, а не в порядке, установленном Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Соответственно, по мнению автора кассационной жалобы, законность тарифного решения в отношении административного истца предметом рассмотрения ФАС России не являлась.
Тарифное решение в отношении административного истца не могло быть пересмотрено административным ответчиком в течении периода регулирования.
Каких-либо нарушений в декабре 2018 года при первоначальной корректировке тарифа ООО "Завьялово Энерго" на 2019 год не допущено, что подтверждается экспертным заключением по корректировке тарифов ООО "Завьялово Энерго" на 2019 год, приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, который в установленном порядке не оспорен, незаконным не признан.
В приказе ФАС России N отсутствует анализ заключения по корректировке тарифов ООО "Завьялово Энерго" на 2019 год, в том числе нет указаний на какие-либо нарушения при установлении тарифа ООО "Завьялово Энерго".
В то же время в указанном приказе проведён анализ экспертного заключения по ПАО "МРСК Центра и Приволжья", в котором выявлены конкретные нарушения, не связанные с ООО "Завьялово Энерго".
Кроме этого, как считает заявитель кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции при применении приказа ФАС России N в своём истолковании не проанализировал указанный приказ на предмет соответствия нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В этой связи, ООО "Завьялово Энерго" полагает, что ссылка суда апелляционной инстанции на приказ ФАС России N в качестве обоснования отмены решения суда первой инстанции является ошибочной.
Административный истец не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждая, что на момент его принятия с заключением по тарифу не был ознакомлен не только административный истец, но и члены Комиссии, на что указано в протоколе. При этом ООО "Завьялово Энерго" было извещено о времени проведения заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя Удмуртской Республики за 1 день до заседания, извещение о проведении заседания направлено в адрес административного истца по электронной почте без уведомления о получении информации, без приложения расчетов, обоснований и иных материалов. Доказательств размещения необходимой информации на сайте материалы дела не содержат. При этом размещение на сайте не является надлежащим способом уведомления.
Помимо этого, автор кассационной жалобы считает, что положенное в обоснование снижения необходимой валовой выручки уменьшение регулирующим органом общего количества условных единиц в отношении принадлежащих регулируемой организации объектов электросетевого хозяйства, участвующих в регулируемой деятельности с 1333, 57 до 833, 07 за счет уменьшения количества принятых к учету воздушных выключателей с 99 до 7 штук, является неправомерным, поскольку при этом не учтено, что ООО "Завьялово Энерго" в 2017 году были заключены новые договоры аренды и безвозмездного пользования электросетевого имущества, в том числе и на объекты МО "Завьяловский район", выбывшие в 2016 году. Соответственно, фактические условные единицы в 2017 году и заявленные условные единицы на 2018 год увеличились в сравнении с фактическими в 2016 году и заявленными на 2017 год, и выровнялись с базовыми плановыми условными единицами на регулируемый долгосрочный период 2015-2019 годов. Само по себе изменение количества условных единиц, указанное в заключении административного ответчика как единственное обоснование снижения условных единиц, не свидетельствует о неподтвержденности представленных административному ответчику данных. Законодательство о тарифном регулировании не содержит запрета на изменение количества условных единиц в различных периодах тарифного регулирования.
ООО "Завьялово Энерго" утверждает, что судом апелляционной инстанции были допущены нарушения требований процессуального закона, выразившиеся в приобщении к материалам административного дела дополнительных доказательств, с которыми административный истец своевременно ознакомлен не был.
По доводам кассационной жалобы Минстроем Удмуртской Республики представлены письменные возражения об оставлении апелляционного определения без изменения.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций не допущено.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что ООО "Завьялово Энерго" является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с постановлением N (в редакции приказов Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, приказа Минстрой Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N): необходимая валовая выручка ООО "Завьялово Энерго" на 2019 год установлена в размере 38 019, 20 тысяч рублей; индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Завьялово Энерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на 2 полугодие 2019 года установлены в следующем размере: ставка за содержание электрических сетей (двухставочный тариф) (руб./МВт.ч) - 485 186, 32; одноставочный тариф (руб./кВт.ч) -1, 2491.
Приказом ФАС России N: отказано в согласовании решения Минстрой Удмуртской Республики об установлении на 2019 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Удмуртской Республики, установленных на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N (пункт 1); отменен приказ Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Удмуртской Республики на 2019 год" с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2); на Минстрой Удмуртской Республики возложена обязанность установить и ввести в действие не позднее ДД.ММ.ГГГГ единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив указанные в приказе нарушения.
В рамках исполнения приказа ФАС России N было подготовлено экспертное заключение, в соответствии с которым: необходимая валовая выручка сетевой организации на 2019 год определена в размере 29 534, 45 тысяч рублей (снижение на 8 484 тысяч рублей); индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Завьялово Энерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на 2 полугодие 2019 года предложены к установлению в следующем размере: ставка за содержание электрических сетей (двухставочный тариф) (руб./МВт.ч) - 268 628, 12 (снижение на 216 558, 2); одноставочный тариф (руб./кВт.ч) - 0, 9151 (снижение на 0, 334).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по тарифному регулированию Минстроя Удмуртской Республики, на котором исходя из приведенной в экспертном заключении величины необходимой валовой выручки регулируемой организации и предложенных к установлению тарифов был принят Приказ N, вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ, которым были внесены изменения в Постановление N в части установления необходимой валовой выручки ООО "Завьялово Энерго" на 2019 год и тарифов на 2 полугодие 2019 года в указанном в экспертном заключении размере.
Обращаясь в суд с требованиями о признании недействующим Приказа N, административный истец исходил из того, что основания для внесения изменений в необходимую валовую выручку и изменения тарифов у административного ответчика отсутствовали. Необоснованное снижение необходимой валовой выручки и тарифов приводит к несоблюдению баланса интересов между потребителями услуг и поставщиком электрической энергии и к убыткам, а также могут повлечь последствия социального характера - перебои в передаче электрической энергии населению и социально значимым объектам.
Разрешая административный спор и принимая решение о признании недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Минстроем Удмуртской Республики нарушена процедура принятия ДД.ММ.ГГГГ решения о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов, внесения изменений в долгосрочные параметры регулирования и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов в отношении территориальной сетевой организации.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных абзацем одиннадцатым пункта 7 Основ ценообразования, пунктом 8 Правил государственного регулирования оснований для пересмотра установленных в отношении ООО "Завьялово Энерго" необходимой валовой выручки и тарифов в течение периода регулирования (финансового года) на основании приказа ФАС России не имелось, что Минстроем Удмуртской Республики были нарушены предусмотренные пунктом 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Типовое положение) сроки извещения членов коллегиального органа, не являющихся работниками органа регулирования, о проведении заседания коллегиального органа и направления им материалов к заседанию коллегиального органа, а также предусмотренные пунктом 25 Правил государственного регулирования сроки извещения регулируемой организации о проведении заседания коллегиального органа и ознакомления с его материалами.
Кроме этого, суд первой инстанции указал, что в приказе ФАС России N не содержится сведений о незаконности ранее принятых тарифных решений в отношении ООО "Завьялово Энерго" и необходимости внесения в них изменений либо их отмены, что проведенная Минстроем Удмуртской Республики экспертиза с целью пересмотра необходимой валовой выручки и тарифов при отсутствии предложения регулируемой организации, без повторного открытия тарифных дел и без отмены ранее принятых тарифных решений, является незаконной и необоснованной.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО "Завьялово Энерго", суд апелляционной инстанции исходил из соблюдения административным ответчиком порядка принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, который не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Применяя руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации к разрешению данного административного спора, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Из взаимосвязанных положений статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что ФАС России вправе выдавать (направлять) обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении (прекращении) нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, а также осуществлять в установленном порядке отмену решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов в электроэнергетике, принятых ими с превышением полномочий или с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно абзацу тринадцатого пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых совместно с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе, во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Таким образом, системное толкование положений пунктов 7, 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике позволяет сделать вывод о том, что решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, могут быть приняты в течение периода регулирования (финансового года) без открытия дела об установлении цены (тарифа).
Из материалов дела следует, что в мотивировочной части приказа ФАС России N содержатся выводы о том, что в рассмотренных экспертных заключениях территориальных сетевых организаций отсутствует информация, позволяющая оценить экономическое обоснование размера расходов, а в пункте 3 его резолютивной части - обязательное для исполнения регулирующим органом требование установить и ввести в действие не позднее ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, которые бы соответствовали законодательству Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и устранили указанные в приказе нарушения.
Учитывая названное правовое регулирование, судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что административным ответчиком правомерно в качестве основания для установления (изменения) регулируемых цен (тарифов) в области электроэнергетики принят приказ ФАС России N, содержащий прямое указание о необходимости Минстрою Удмуртской Республики установления и введения в действие не позднее ДД.ММ.ГГГГ единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив указанные в приказе нарушения. Следовательно, предварительной отмены ранее принятого нормативного правового акта об установлении регулируемых цен (тарифов), заявки (предложения) регулируемой организации и повторного открытия дела об установлении цен (тарифов) не требовалось.
Отклоняя возражения и доводы административного истца, суд апелляционной инстанции правильно указал, что каких-либо нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе в части несоблюдения сроков извещения о проведении заседания коллегиального органа, направления материалов к заседанию и ознакомления с ними, которые сами по себе являлись бы достаточным основанием для признания его не действующим, регулирующим органом не допущено.
Из материалов дела следует, что информация о дате, времени и месте проведения заседания коллегиального органа Минстроя Удмуртской Республики размещалась на официальном сайте регулирующего органа и направлялась в адрес регулируемой организации, ее представитель М.Т.С. ДД.ММ.ГГГГ присутствовал на указанном заседании и представил письменное мнение по рассматриваемому вопросу.
Следовательно, права и законные интересы ООО "Завьялово Энерго" в данном случае были соблюдены, а ссылки общества на нарушения сроков извещения (направления, ознакомления), являясь формальными, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие о существенном нарушении процедуры принятия Приказа N, влекущие признание его недействующим.
При этом суд апелляционной инстанции правильно указал, что уменьшение необходимой валовой выручки ООО "Завьялово Энерго" на 8 484 рублей явилось следствием снижения регулирующим органом общего количества условных единиц (у.) в отношении принадлежащих регулируемой организации объектов электросетевого хозяйства, участвующих в осуществлении регулируемой деятельности (электросетевого оборудования), - с 1 333, 57 у. до 833, 07 у. (снижение на 500, 5 у.) за счет уменьшения количества принятых к учету воздушных выключателей - с 98 шт. до 7 шт. (снижение на 91 шт.), что с учетом количества условных единиц (у.) на единицу измерения (1 воздушный выключатель = 5, 5 у./ед. изм.) (Методические указания N-э/2) и составляет 500, 5 у. (91 х 5, 5 = 500, 5).
Правомерность данных действий вытекает из содержания экспертных заключений, явившихся основанием для принятия Минстроем Удмуртской Республики приказа от ДД.ММ.ГГГГ N и приказа N.
Регулирующим органом были проанализированы договоры аренды (субаренды, безвозмездного пользования) объектов электросетевого хозяйства, инвентарные карточки основных средств, схемы электроснабжения и акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, расчетные таблицы "Объем подстанций 35 - 1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП)", а также представленная ООО "Завьялово Энерго" в рамках тарифных кампаний информация о динамике изменения количества воздушных выключателей за период 2016-2019 годов, а также о фактическом исполнении инвестиционной программы за 2016 - 2018 годы, в результате которого было установлено, что при неизменном количестве объектов электросетевого хозяйства (электросетевого оборудования) указанное в предложениях (заявках) количество воздушных выключателей произвольно изменялось, в частности, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - с 7 до 98 штук, при том, что такое количество воздушных выключателей вышеназванными документами не подтверждается.
Дополнительно представленные суду апелляционной инстанции доказательства, касающиеся количества воздушных выключателей на объектах электросетевого хозяйства ООО "Завьялово Энерго", также свидетельствуют об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности количества воздушных выключателей в размере 98 штук, а также о правомерности как снижения их количества до 7 штук, так и исключения из необходимой валовой выручки общества на 2019 год 8 484 тысяч рублей.
В частности, в рамках очередной тарифной кампании Минстроем Удмуртской Республики был принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" на 2020 - 2024 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" и публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") на 2020 - 2024 годы".
В целях установления указанного тарифа ООО "Завьялово Энерго" представило предложение, согласно которому при аналогичном количестве объектов электросетевого хозяйства (электросетевого оборудования) было заявлено к учету 0 воздушных выключателей. По результатам проведенной регулирующим органом экспертизы воздушные выключатели на 2020 год учтены в количестве 0 штук.
При этом ООО "Завьялово Энерго" не представило ни суду, ни регулирующему органу надлежащий комплект документов для подтверждения состава принадлежащего ему электросетевого оборудования и соответствующего количества условных единиц, а также экономической обоснованности предлагаемых к включению в необходимой валовой выручки расходов.
Установив данные обстоятельства, а также неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции, исходя из отсутствия правовых условий для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, обоснованно отменив решение суда первой инстанции, постановилновое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы кассационной жалобы, как основанные на ошибочном и произвольном толковании норм права, не могут повлиять на правильность выводов суда апелляционной инстанции законность постановленного судебного акта и подлежат отклонению по приведенным причинам. Каких-либо процессуальных нарушений судом апелляционной инстанции, в том числе по принятию дополнительных доказательств, по мнению судебной коллегии, не допущено, поскольку такое право суда апелляционной инстанции предусмотрено частью 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом не представлено убедительных аргументов, свидетельствующих, что названные действия суда апелляционной инстанции привели к принятию незаконного и несправедливого решения. Напротив, истребование и оценка дополнительных доказательств, свидетельствуют о полном и всестороннем рассмотрении административного дела и принятии решения в соответствии с требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При определении пределов проверки законности судебных актов судов нижестоящих инстанций суд кассационной инстанции, руководствуясь принципом диспозитивности, установленной частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе осуществлять проверку судебного акта исключительно в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В то же время таких доводов, влекущих отмену постановленных судами судебных актов в кассационной жалобе ООО "Завьялово Энерго" не содержится, и судебной коллегией Шестого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Таким образом, апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.