Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Лемешкина Павла Александровича на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 сентября 2020 года по административному делу N 2а-3072/2020 по административному исковому заявлению Лемешкина Павла Александровича к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга об оспаривании решения и возложении обязанности по производству действий.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения Лемешкина П.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 29 мая 2020 года Лемешкину П.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании постановления администрации города Оренбурга от 18 марта 2020 года N 330-П "Об отказе Лемешкину П.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" и возложении на администрацию города Оренбурга, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обязанности по совершению действий, направленных на восстановление прав и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 29 мая 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Лемешкина П.А.- без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 15 октября 2020 года, Лемешкиным П.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Лемешкина П.А. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-III-OЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по установленным настоящим Законом основаниям принимаются: малоимущие граждане - для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законом Оренбургской области категории граждан - для предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
В соответствии с постановлением Оренбургского городского Совета от 19 мая 2005 года N 119 на территории города Оренбурга установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 13, 5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Постановлением администрации города Оренбурга от 3 июня 2013 года N 1215-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Подпунктом 12 пункта 2 указанного регламента предусмотрено, что заявителями на предоставление муниципальной услуги могут являться многодетные семьи.
Судами установлено, что 20 июля 2019 года Лемешкин П.А. обратился через Государственное автономное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории "многодетная семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей" с составом семьи 5 человек, в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений менее учетной нормы.
18 марта 2020 года администрацией города Оренбурга вынесено постановление N 330-П "Об отказе Лемешкину П.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма". Основанием для отказа послужило то, что не истек пятилетний срок со дня совершения Лемешкиным П.А. намеренных действий, в результате которых он мог быть признан нуждающимися в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебными инстанциями принято во внимание, что административный истец вместе с супругой Лемешкиной М.Ц. и тремя несовершеннолетними детьми зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес", общей площадью 62, 0 кв.м, которая принадлежит на праве собственности Лемешкиной М.Ц. на основании договора купли-продажи от 15 февраля 2018 года.
Ранее Лемешкин П.А. был зарегистрирован по месту жительства в "адрес", которая принадлежала ему на праве собственности до 10 августа 2018 года.
Таким образом, до продажи "адрес", в пользовании многодетной семьи Лемешкина П.А. находилось два жилых помещения, площадь которых составляла 120, 6 кв.м. (62, 0 кв.м.+ 58, 6 кв.м.), что не предоставляло административному истцу право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Такое право у Лемешкина П.А. возникло после отчуждения "адрес".
С учетом того, что с момента отчуждения Лемешкиным П.А. прошло менее пяти лет, суды пришли к выводу, что семья Лемешкина П.А. не подлежала на дату принятия администрацией города Оренбурга постановления N 330-П от 18 марта 2020 года принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Данный вывод в полной мере согласуется с положениями статей 53 и 54 ЖК РФ, в силу которых допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если они совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Данные граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, права Лемешкина П.А. не нарушены.
Доводы административного истца о смене места работы, переезде его семьи в другой населенный пункт и необходимости продажи квартиры, находящейся в городе Сорочинске Оренбургской области, для погашения долговых обязательств перед банком, возникших в связи с приобретением квартиры, находящейся в городе Оренбурге, обоснованно отклонены судами, поскольку действия административного истца по ухудшению жилищных условий (продаже одной из квартир) являлись намеренными. Иное интерпретирование данных действий не позволяет усомниться в правильности выводов судебных инстанций.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что семья административного истца имеет жилое помещение и целью обращения к административному ответчику являлось получение земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку не имеет правового значения.
Довод о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным нормами ГПК РФ, не может являться основанием для отмены судебного акта.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Исполнение оспариваемого распоряжения органа местного самоуправления не привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей административного истца.
Таким образом, заявленные Лемешкиным П.А. требования подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном нормами КАС РФ.
Между тем, рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным нормами ГПК РФ, не привело к вынесению неправильного судебного решения.
Довод о неисполнении органом местного самоуправления обязанности по предоставлению доказательств умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильём, не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства, предусмотренные частью 9 статьи 226 КАС РФ, установлены верно.
Оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лемешкина П.А.- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.