Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хамидуллина Ильнура Ильгизаровича на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 февраля 2020 года суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года по административному делу N 2а-1649/2020 по административному исковому заявлению Хамидуллина Ильнура Ильгизаровича об оспаривании решения исполнительного комитета муниципального образования города Казани об отказе в согласовании проведении публичных мероприятий.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 февраля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Хамидуллина И.И, отменено и принято по делу новое решение, административное исковое заявление Хамидуллина И.И. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании действий незаконными удовлетворено. Признаны незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по согласованию проведения публичного мероприятия, выразившиеся в ответе от 23 января 2020 года N 1110 /исх-05-03-09, в части согласования Хамидуллину И.И. проведения публичного мероприятия в форме утверждения пикетирования группой лиц 6 февраля 2020 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 30 минут по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Пушкина, площадка около памятника Л.Н. Гумилеву на площади Тукая.
В кассационной жалобе, поданной 22 октября 2020 года, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 октября 2020 года, Хамидуллин И.И, ссылаясь на допущенные нарушения норм процессуального права, просит отменить решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Хамидуллина И.И. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как определено пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
На основании частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ "Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан" (далее - Закон N 91-ЗРТ) после определения специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичных мероприятий вне специально отведенных мест допускается только после согласования с уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в который подается уведомление о проведении публичных мероприятий (далее - уполномоченный орган), в порядке, предусмотренном Федеральным законом и данным Законом.
Судами установлено, что 22 января 2020 года в Исполнительный комитет города Казани Хамидуллиным И.И. было подано уведомление о проведении 6 февраля 2020 года в период времени с 16 часов 00 минут до 17 часов 30 минут публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц до 80 человек по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Пушкина, площадка около памятника Л.Н. Гумилеву на площади Тукая. Целью заявленного публичного мероприятия являлось привлечение внимания общественности, СМИ, органов государственной и муниципальной власти к планам городской власти застроить уникальную лесопарковую зону на улице Гаврилова в Казани. Потребовать сохранить природную набережную на улице Гаврилова. Потребовать присвоить участку статус особо охраняемой природной территории России. Потребовать соблюдения конституционного права казанцев на благоприятную окружающую среду.
23 января 2020 года руководителем аппарата Исполнительного комитета города Казани Варакиным Е.А. административному истцу был направлен ответ за N 1110/исх-05-03-09 Указанным письмом Хамидуллину И.И. было сообщено, что в связи с ранее запланированными молодежными и патриотическими мероприятиями, акциями в указанном месте Исполнительный комитет города Казани предлагает истцу изменить место проведения заявленного публичного мероприятия в соответствующую дату и время. В этой связи административному истцу было предложено перенести запланированное им мероприятие в сквер Тинчурина по улице Татарстан либо на территорию у памятника В.И. Ленину в парке "Крылья Советов".
Судом также установлено, что 14 января 2020 года в адрес Исполнительного комитета города Казани поступило заявление заведующей отделом по работе со студенческими клубами вузов города Казани КМЦ им. А. Гайдара Мухаматгалимовой С.М. о согласовании проведения молодежных, патриотических мероприятий, студенческих акций и флешмобов на территории напротив памятника В.И. Ленину на площади Свободы города Казани 6 февраля 2020 года в период времени с 7 часов 00 минут до 22 часов 00 минут.
15 января 2020 года Исполнительный комитет города Казани в своем письме N 227/ИК посчитал возможным проведение вышеуказанных мероприятий в случае соблюдения общественного порядка, сохранения благоустройства и уборки территории после окончания мероприятий.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемый ответ Исполнительного комитета города Казани несмотря на то, что и содержит предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, однако не приводит обстоятельств, свидетельствующих об очевидной невозможности проведения спорного мероприятия в заявленном Хамидуллиным И.И. месте. Предложение административного ответчика об изменении места проведения заявленного административным истцом публичного мероприятия в связи с ранее запланированными молодежными и патриотическими мероприятиями, акциями в указанном месте не является достаточным для признания законным ответа Исполнительного комитета города Казани, поскольку не согласуется с приведенными выше нормами действующего законодательства. Предложение Исполнительного комитета города Казани о проведении публичного мероприятия в ином месте должным образом не мотивировано.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий органа местного самоуправления.
Данный вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", в которых указано, что предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ).
К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно- технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 июня 2010 года N 705-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.К. на нарушение его конституционных прав частые 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" изложил правовую позицию, согласно которой использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Доводы кассационной жалобы о том, что, отменяя решение суда и признавая отказ в согласовании публичного мероприятия незаконным, суд апелляционной инстанции не восстановил в полной мере нарушенное право, не может служить основанием для отмены апелляционного определения.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В пункте 20 приведённого выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 судам разъяснено, что при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и принятия решения о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия дата заявленного административным истцом публичного мероприятия прошла, суд апелляционной инстанции не мог в полной мере восстановить нарушенное право Хамидуллина И.И, обязав административного ответчика согласовать проведение публичного мероприятия или не препятствовать его проведению. В связи с этим судебный акт суда апелляционной инстанции не может быть отменен.
Решение суда первой инстанции также не может быть отменено в кассационном порядке, поскольку оно отменено судом апелляционной инстанции и постановлено новое решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хамидуллина И.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.