Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Белова В.И, Сказочкина В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области и Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 1 сентября 2020 года по административному делу N 2а-2013/2020 по административному исковому заявлению Шрейнера Владимира Викторовича об отмене распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления и доводы кассационных жалоб, объяснения, с использованием систем видеоконференц-связи, представителя Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области - Мошкова А.Ю, представителя Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области - Батраковой Е.В, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения представителя Шрейнера В.В. адвоката Зызиной А.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 мая 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Шрейнера В.В. об отмене распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 1085-рн.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 1 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение о частичном удовлетворении административного иска Шрейнера В.В, распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 27 марта 2020 года N 1085-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Шрейнера В.В." отменено.
В кассационных жалобах, поданных через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 октября 2020 года и 19 ноября 2020 года, представители Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, ставят вопрос об отмене апелляционного определения, указывая, что распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 27 марта 2020 года N 1085-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Шрейнера В.В." принято в строгом соответствии с требованиями закона, законных оснований для нахождения Шрейнера В.В. на территории Российской Федерации не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационных жалоб Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Судом установлено, что Шрейнер В.В, ДД.ММ.ГГГГ, гражданин Республики Узбекистан, приговором Советского районного суда города Казани от 16 марта 2016 года признан виновным в совершении особо тяжкого преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием в исправительной колонии строго режима.
27 марта 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний России в отношении Шрейнера В.В, освобождаемого из мест лишения свободы, на основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезде из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" принято распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации N 1085-рн сроком на 10 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости.
Отменяя решение суда первой инстанции и отменяя распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации N 1085-рн от 27 марта 2020 года, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены распоряжения, сославшись на Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". С учетом данного нормативного правового акта, несмотря на то, что распоряжение принято уполномоченным органом в пределах своих полномочий, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены названного распоряжения.
Данный вывод в полной мере согласуется с положениями подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274, согласно которым в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания) в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (статья 90).
Абзацем вторым части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В приведенном Указе Президента Российской Федерации нормативному правовому акта придана обратная сила.
Ссылка в кассационных жалобах на то, что названный Указ Президента Российской Федерации в редакции от 23 сентября 2020 года не содержит запрета на принятие распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, освобождаемых из мест лишения свободы, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу положений частей 1 и 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основанииКонституцииРоссийской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы права, действующие на момент рассмотрения дела, оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
То обстоятельство, что на основании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации N 1085-рн от 27 марта 2020 года вынесено решение о депортации административного истца, правового значения в данном случае не имеет, поскольку в отношении иностранного гражданина могло быть повторно вынесено распоряжение компетентного органа о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, так как ограничения, перечисленные в названном выше Указе Президента Российской Федерации, носят временный характер.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 1 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области и Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 25 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.