Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Зиминой ФИО10, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, на решение Оренбургского областного суда от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года по административному делу N 3а-347/2020 по административному исковому заявлению Зиминой ФИО11 к Правительству Оренбургской области о признании недействующим в части постановления Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 941-пп "Об утверждении положения о предоставлении компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому по образовательным программам дошкольного образования".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, объяснения посредством системы видеоконференц-связи представителя административного истца по доверенности Прохорова А.В, в поддержку кассационной жалобы, представителя Правительства Оренбургской области по доверенности Зотиной Т.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 941-пп утверждено положение о предоставлении компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому по образовательным программам дошкольного образования (далее - Положение).
Положение определяет цели, условия назначения, размер и порядок выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение ребёнка-инвалида на дому по образовательным программам дошкольного образования (пункт 1 Положения).
Текст документа опубликован в изданиях: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 декабря 2019 года; портал официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 20 декабря 2019 года.
Зимина Е.А, действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1 (далее - административный истец), обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Правительству Оренбургской области (далее - административный ответчик).
В обоснование административного иска указано, что абзац 2 пункта 2, пункты 7 и 10 оспариваемого постановления не соответствуют имеющему большую юридическую силу федеральному законодательству, а именно подпункту 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о недопустимости дискриминации в сфере образования.
По мнению административного истца, основанием для признания родителей (законных представителей) ребенка-инвалида утратившими право на получение компенсации является лишь формальное достижение ребенком-инвалидом возраста шести лет и шести месяцев, а не фактическое его поступление в образовательную организацию, в связи с этим абзац 2 пункта 2 Положения дискриминирует права административного истца, имеющего ребенка-инвалида, достигшего возраста 6 лет и 6 месяцев, но не поступившего в образовательную организацию.
Пункт 7 Положения, устанавливающий размер компенсации не более 70 процентов от норматива на одного ребенка из числа детей-инвалидов, носит дискриминационный характер по сравнению с дотациями (компенсациями), которые предоставляются детям, посещающим дошкольные организации. Обоснование установленного размера в виде процента от норматива в оспариваемом постановлении не приведено.
Пункт 10 Положения, устанавливающий срок обращения для получения компенсации с 1 июня по 30 июня, также нарушает права административного истца, поскольку Правительство Оренбургской области не обосновало в оспариваемом постановлении разумность установления для предоставления документов короткого промежутка времени, приходящегося на первый летний месяц.
Кроме того, в оспариваемом постановлении четко не определен период времени, за который подлежит выплате компенсация на возмещение расходов, понесенных родителями (законными представителями) в течение всего года (365 календарных дней) либо в течение учебного года (с 1 сентября по 31 мая).
Административный истец просила суд: признать недействующими абзац 2 пункта 2, пункт 7, пункт 10 Положения о предоставлении компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 941-пп.
Решением Оренбургского областного суда от 3 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Зиминой Е.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной посредством почтового отправления через суд первой инстанции 28 октября 2020 года в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Зимина Е.А, выражая несогласие с выводами судов, приводя доводы, ранее изложенные ею в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить постановленные по делу судебные акты ввиду несоответствия выводов судов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее административные исковые требования.
Представителем Правительства Оренбургской области по доверенности Зотиной Т.В. представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых она просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что Положение определяет цели, условия назначения, размер и порядок выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение ребенка-инвалида на дому по образовательным программам дошкольного образования.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Одной из мер социальной поддержки детей-инвалидов, обучение которых по основным общеобразовательным программам организовано на дому, и их родителей (законных представителей) является компенсация затрат родителям (законным представителям) детей-инвалидов на их обучение, размер и порядок выплаты которой устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Оренбургской области в целях реализации указанных полномочий принят Закон Оренбургской области от 16 марта 2009 года N 2812/607-IV-O3 "О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по обучению детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому".
Согласно статье 5 названного Закона Оренбургской области затраты родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому компенсируются в размере норматива финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на одного ребенка - инвалида, определяемый Правительством Оренбургской области.
Суды верно заключили, что оспариваемое постановление принято Правительством Оренбургской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и основано на необходимости обеспечения органами государственной власти субъекта Российской Федерации условий для осуществления детьми права на получение дошкольного образования.
Согласно пункту 2 Положения право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), воспитывающий и обучающий на дому ребенка-инвалида по общеобразовательной программе дошкольного образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и реабилитации инвалидов и индивидуальным планом и заключивший договор с муниципальной (государственной) образовательной организацией на получение дошкольного образования на дому.
В абзаце 2 пункта 2 Положения, законность которого оспаривается административным истцом, закреплено основание утраты права на получение компенсации родителем (законным представителем) ребенка-инвалида - это достижение ребенком-инвалидом возраста, дающего права на получение начального общего образования в образовательных организациях, установленного частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 67 означенного Федерального закона установлено, что получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
По смыслу приведенных положений нормативного правового акта Оренбургской области в их взаимосвязи с положениями федерального законодательства, выплата денежной компенсации затрат на обучение ребенка-инвалида предусмотрена для родителей (законных представителей) ребенка-инвалида дошкольного возраста. Критерии определения указанной возрастной группы закреплены в статье 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Оспариваемый абзац 2 пункта 2 Положения, содержащий конкретные требования к возрасту ребенка-инвалида, по достижению которого его родители (законные представители) утрачивают право на получение компенсации, являясь по своей юридико-технической конструкции отсылочной нормой, не вводит нового или дополнительного правового регулирования и не ограничивает право детей-инвалидов на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования, по сравнению с объемом прав, гарантированных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к которому и отсылает данный пункт.
Судами сделан верный вывод о том, что каких-либо предписаний, входящих в противоречие с названной нормой закона, абзац 2 пункта 2 Положения не содержит.
Пунктом 7 Положения определен размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому - не более 70 процентов от норматива на одного ребенка из числа детей-инвалидов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Оренбургской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установленного на текущий год соответствующим постановлением правительства Оренбургской области.
Нормативы на одного ребенка для определения объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Оренбургской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утверждены Постановлением Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 942-пп. Данное постановление не оспорено, является действующим и обязательным для применения органами местного самоуправления.
Федеральным законодателем определение размера компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Правовых оснований для вывода о том, что с учетом приведенных законоположений размер рассматриваемой компенсации установлен Правительством Оренбургской области незаконно или необоснованно, судами обоснованно не установлено.
Вопреки доводам административного истца, ни федеральным, ни региональным законодательством обоснование установленного субъектом Российской Федерации размера компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов не предусмотрено, установление размера выплаты является правом субъекта Российской Федерации, что и было реализовано административным ответчиком.
Довод административного истца о том, что в оспариваемом постановлении не определен период времени, исходя из которого подлежит расчету компенсация, является необоснованным, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 942-пп, принятого во исполнение пункта 7 оспариваемого Постановления, объем субвенций на указанные цели определяется и рассчитывается исходя из норматива на одного ребенка в год.
Пунктом 10 Положения определено, что для получения компенсации родитель (законный представитель) ребенка-инвалида ежегодно, по окончании учебного года (с 1 июня по 30 июня) представляет в орган местного самоуправления пакет документов.
Установление в оспариваемом пункте 10 периода для обращения с документами на получение компенсации с 1 июня по 30 июня не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления, поскольку при предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать порядок и сроки обращения за такой выплатой.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно исходил из отсутствия оснований для удовлетворения административного иска Зиминой Е.А, поскольку доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом в материалах дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, верно указал, что Правительство Оренбургской области, принимая оспариваемое постановление, реализовало свои дискреционные полномочия по определению целей, условий назначения, размера и порядка выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение ребенка-инвалида на дому по образовательным программам дошкольного образования в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Содержание кассационной жалобы повторяет доводы апелляционной жалобы, аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом суду не представлено, в связи с чем правовые основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оренбургского областного суда от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зиминой ФИО12, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 11 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.