Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу К.Л.С. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 августа 2020 года по административному делу N 2а-1535/2020 по административному исковому заявлению К.Л.С. к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.Л.С. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет) и Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Палата земельных и имущественных отношений) с вышеназванными требованиями.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ей на основании решения Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 октября 2019 года по гражданскому делу N 2-3436/2019, вступившего в законную силу 12 ноября 2019 года, принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 900 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 28 ноября 2019 года. После оформления данного земельного участка в собственность, К.Л.С. была намерена увеличить площадь земельного участка до 1259 кв.м путём перераспределения земельного участка. Для указанных целей кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка, после чего административный истец обратилась с соответствующим заявлением в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Палаты земельных и имущественных отношений административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что данный земельный участок пересекается с землями лесного фонда, а именно с кварталом 52 Миннибаевского участкового лесничества Альметьевского лесничества.
С данным отказом административный истец К.Л.С. не согласна, указывает, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", ранее имел площадь 1710 кв.м и вид разрешённого использования для ведения личного подсобного хозяйства, категория земли населённых пунктов, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно сведениям, содержащимся в разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, данный земельный участок расположен в границах населённого пункта, определённого генеральным планом Миннибаевского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. По сведениям из ЕГРН на спорную часть земельного участка, права ни за кем не зарегистрированы. Данный земельный участок огорожен забором, существует более пятнадцати лет, его границы не менялись, так как на данном земельном участке находятся хозяйственные строения.
В связи с этим, административный истец К.Л.С. просила признать незаконным решение Палаты земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ за N об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, и возложить на Исполнительный комитет и Палату земельных и имущественных отношений обязанность повторно рассмотреть заявление К.Л.С. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 июня 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 августа 2020 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований К.Л.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 30 октября 2020 года, административный истец К.Л.С. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих судебных инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель повторяет правовую позицию, изложенную ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе. Не соглашается с выводами судов о правомерности отказа административных ответчиков, указывает, что ими не представлены объективные и достоверные доказательства пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда, а именно с кварталом 52 Миннибаевского участкового лесничества Альметьевского лесничества.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, из оспариваемого административным истцом ответа Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что основанием отказа в перераспределении земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка послужило несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение в форме ответа принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий, исходя из наличия сведений о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
С выводами судов обеих инстанций следует согласиться по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу приведенных требований процессуального закона применительно к рассматриваемому административному делу, обстоятельством, подлежащим доказыванию, является соответствие отказа Палаты земельных и имущественных отношений положениям земельного и лесного законодательства Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, как указано в полпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Применяя названные нормы материального права, исходя из ответа Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, административный ответчик пришел к невозможности утверждения схемы расположения земельного участка и, как следствие, препятствия для заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Оценивая правомерность отказа административного ответчика, суды пришли к правильным выводам о доказанности, изложенных в оспариваемом ответе обстоятельств.
Так, как следует из материалов административного дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N из земель лесного фонда общей площадью 7, 7 га, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, а также схемы расположения земельного участка, составленной заместителем руководителя - лесничего Ф.Р.Ш.
Согласно пункту 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
При этом отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества (пункт 6).
Доказательства в соответствии с указанными требованиями нахождения земельного участка в границах лесничества в ходе рассмотрения дела уполномоченным органом Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан были представлены и оценены судами как допустимые и достоверные.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не устранены противоречия между сведениями, представленными Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), указывающей о вхождении спорного земельного участка в границы населенного пункта, являются необоснованными, и не могут повлиять на правильность выводов судов обеих инстанций.
Так, представленная административным истцом выписка из ИСОГД содержит информацию не в отношении спорного земельного участка, а земельного участка с кадастровым номером 16:07:120201:237, не имеющего отношения к предмету административного спора.
Выписки из ЕГРН от 28 ноября 2019 года об отнесении принадлежащего административному истцу земельного участка к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, как правильно указано судами обеих инстанций, не опровергают факт пересечения границ спорного земельного участка и земель лесного фонда, поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок является "ранее учтенным", его границы не уточнялись. Кроме этого, согласно представленному отзыву Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан данным органом решений о переводе земельного участка лесного фонда в иные категории не принималось.
Таким образом, как верно отмечено судами обеих инстанций, административным ответчиком была соблюдена процедура рассмотрения заявления административного истца о перераспределении земельного участка, предусмотренная главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а оспариваемый отказ основан на представленных органом исполнительным власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений документов, подтверждающих пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесничества.
В связи с этим у судов отсутствовали правовые условия, приведенные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного искового заявления К.Л.С.
Иные аргументы автора кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на их переоценку вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с их суждениями по фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленных судебных актов, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, судебные акты следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.Л.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.